Из-за «омикрона» трафик в московских кафе и ресторанах упал до 50%
Также снижается число клиентов в такси и торговых центрахВторую неделю подряд в московских кафе и ресторанах падает поток гостей: за неделю с 24 по 30 января трафик упал уже на 40–50%, сообщил «Ведомостям» столичный омбудсмен в сфере ресторанного бизнеса Сергей Миронов. Аналогичную динамику за предыдущую неделю озвучил член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Абсолютные цифры они не привели.
Рестораны и торговые центры теряют клиентов
Резкий рост заболеваемости коронавирусом в Московском регионе отразился на потоке клиентов общепита, подтверждает глава ритейл-департамента CBRE Марина Малахатько. По словам Малахатько, трафик ресторанов и крупнейших гастромаркетов с 24 по 26 января в среднем снизился на 15–20% к аналогичному периоду предыдущей недели. По данным «Атол Sigma», с 7 по 26 января в Москве ежедневное количество посетителей заведений уменьшилось: в общепите – на 10% по сравнению с аналогичным периодом декабря 2021 г., в кафе и ресторанах – на 15%, в сфере услуг – на 9%, в ритейле – на 17%. Больше всего пострадал фастфуд – там падение составило 27%, рассказал директор по продукту «Атол Sigma» Сергей Капацевич.
Отток гостей из точек общепита начался 18 января, говорит президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров. Именно в этот день мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ, продлевающий требование по переводу работодателями 30% сотрудников на удаленный режим до 1 апреля 2022 г. Небольсин уверен, что из дома сейчас трудится куда больше, чем треть работников: «Невооруженным взглядом видно, что даже в метро стало меньше людей».
Из-за отсутствия офисных сотрудников на рабочих местах рестораны потеряли клиентов бизнес-ланчей, говорит Бухаров. «На ланчах пустота», – подтверждает Небольсин. В одном из столичных ресторанов «Мясо & рыба» число продаваемых в день бизнес-ланчей сократилось почти вдвое до 110–120, привел пример Миронов.
В семейных кафе тоже наблюдается падение. Совладелица сети «Андерсон» Анастасия Татулова рассказала, что за неделю с 17 по 23 января поток клиентов ее ресторанов упал на 6% к предыдущей, а в сегменте организации праздников – на 30%.
Трафик ресторанов сети быстрого питания «Бургер кинг» с 17 по 23 января сократился на 2%, рассказал представитель компании (абсолютные цифры ни он, ни Татулова не предоставили). По его словам, это произошло за счет снижения потока посетителей торговых центров. Малахатько подтверждает, что снижение посещаемости столичных торговых центров с 24 по 26 января составило 11% к аналогичным дням прошлой недели, в выходные же трафик почти не изменился. У ТЦ «Сокольники» и Viva! с 17 по 23 января число посетителей снизилось на 8% по сравнению с предыдущей неделей, рассказала директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина. Миронов предполагает, что восстановление потока может начаться через две недели. Но все будет зависеть от эпидемиологической ситуации, говорят эксперты.
В субботу в российской столице выявили 24 030 случаев заражения коронавирусом – новый антирекорд с начала пандемии, следует из данных городского оперштаба. В этот раз снижение потока клиентов не затянется надолго, так как при «омикроне» инфекция протекает быстро, считает партнер Deloitte в СНГ Егор Метелкин. По его словам, волна достигнет своего пика и пойдет вниз, как в других странах.
Москва опустела
По словам аналитика «Яндекс.Карт» Леонида Медникова, на московских дорогах тоже стало нетипично свободно: спад пробок начался 20 января – в этот рабочий день впервые в году утренние пробки не превысили 4 баллов. Понедельник, 24 января, и вовсе стал самым разгруженным рабочим днем для столичных дорог в 2022 г. Во вторник и среду – 25 и 26 января – уровень пробок в утренние часы не поднимался выше 4 баллов, хотя на прошлых двух неделях он оценивался в 5–6 баллов.
Пользователи социальных сетей также отмечают, что таксисты, работающие на платформах-агрегаторах, стали часто жаловаться на сокращение числа заказов и стоимость поездок. В связи с эпидемиологической ситуацией и тем, что многие компании перевели сотрудников на удаленную работу, спрос на такси 24–27 января был на 2% ниже, чем на прошлой неделе (с 17 по 20 января), подтвердил представитель сервиса «Ситимобил». При этом количество заказов по тарифу «доставка», наоборот, выросло на 30% по сравнению с прошлой неделей. Представитель «Яндекс.Такси» сообщил, что стоимость поездок по сравнению с декабрем действительно сильно снизилась, но он называет это «обычными сезонными изменениями». В январе активность людей обычно падает и этот год мало чем отличается от предыдущих, считает собеседник «Ведомостей». В Gett на запрос «Ведомостей» не ответили.
Доставка остается в плюсе
Ушедшие на удаленку жители Москвы переориентировались на доставку – на нее существенно вырос спрос, рассказали представители входящих в «Киевскую площадь» фудмоллов «Центральный рынок» и «Депо». Сами они сохраняют трафик на прежнем уровне. Представитель «Сбермаркета» говорит, что число заказов на сервисе в Москве за неделю увеличилось на 6% (в целом по стране – на 2%). Активнее всего сейчас растет категория готовой еды: например, заказы из «Вкусвилла» – четвертая по популярности категория после фруктов, овощей и хлеба, уточнил он. Супы и основные блюда есть в 23% заказов клиентов из этой сети, салаты и закуски – в 12%, булочки и пироги – в 9,3%. Delivery Club также фиксирует рост количества заказов с доставкой – особый интерес пришелся именно на продукты. В период с 24 по 27 января их количество выросло на 13% по сравнению с аналогичными днями неделей раньше. Чаще всего заказывали на дом овощи, фрукты, молочную продукцию, хлеб и другие продукты. У службы доставки «Самокат» за этот же период число заказов увеличилось на 8%. Растет спрос не только на еду, но и на доставку из магазинов и на посылки от человеку к человеку, говорит представитель «Яндекс.Доставки». Он связывает это в первую очередь с холодной погодой.