22 поезда с российскими грузами застряли в Казахстане из-за бегства экспедитора

Местный посредник собрал с транспортных компаний 370 млн рублей и скрылся с деньгами
22 поезда с российскими грузами застряли в Казахстане из-за бегства экспедитора
22 поезда с российскими грузами застряли в Казахстане из-за бегства экспедитора / Евгений Разумный / Ведомости

На территории Казахстана простаивает 22 железнодорожных состава (более 1600 вагонов) с российскими грузами из-за неуплаты провозного платежа по инфраструктуре в адрес госкомпании «Казахстан темир жолы» («Казахстанские железные дороги», КТЖ), рассказал «Ведомостям» представитель Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖДПС). По его словам, казахстанский экспедитор «ТОО «Альжанов А. А.» получил от российских грузоотправителей около 370 млн руб. для оплаты перевозки и пропал с деньгами. В свою очередь, КТЖ отказывается везти грузы, пока услугу не оплатят.

Информацию подтвердили представители двух российских экспедиторов – «Эникарго» и «Литкола», вагоны которых (собственные и арендованные) заблокированы на территории Казахстана. На 26 января простой вагонов достигает 19 суток. В Казахстане зависла отправка десятков грузоотправителей лесных и строительных грузов, металлоконструкций, товаров народного потребления.

Представитель Союза операторов железнодорожного подвижного состава отметил, что о проблеме организации известно и она сейчас разбирается в ее деталях. «Возможно, потребуется обращение в КТЖ по совместному поиску решения вопроса. Не очень ясно, каким образом вагоны могли пройти погранпереход и оказаться на территории Казахстана при наличии задолженности по платежам», – пояснил собеседник.

Зампредседателя АОЖДПС Денис Семенкин отметил, что когда груз оформляется на территории России, например, для отправки в Казахстан или транзитом через страну, то не видно, есть ли денежные средства у экспедитора, который привлечен для оплаты провозных платежей по территории другой страны.

Президент национального центра «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин подтвердил, что позиция перевозчиков в Центральной Азии практически единая – платить за тариф может только резидент и российская компания должна либо найти местного партнера, либо открыть компанию-резидента. «По второму пути идут только крупные операторские компании», – говорит он.

Представитель «Российских железных дорог» (РЖД) пояснил, что компания согласовывает с КТЖ перевозку, но дальше это территория и ответственность КТЖ, а также ответственность экспедитора, который взялся за отправку груза. «Ведомости» направили запрос в КТЖ.

«Есть подозрение, что сотрудники КТЖ могли участвовать в махинации, поскольку при согласовании перевозки компания подтверждала платежеспособность данного экспедитора. И когда в страну шло большое количество грузовых вагонов, в КТЖ не блокировали такие перевозки», – полагает Семенкин.

По словам Иванкина, сложившаяся ситуация сложная, но не новая. «В последнее время, надо отдать должное цифровизации, таких случаев не было. Но практика знает такие случаи. В то же время Казахстан отстает от РЖД по уровню цифровизации процессов», – говорит он.

Как рассказали «Ведомостям» два источника среди российских грузоотправителей и казахстанских экспедиторов, ТОО «Альжанов А. А.» заключило договор с дочерней компанией КТЖ «КТЖ – грузовые перевозки» и получило скидку в 30% под определенный объем – порядка 8 млн т грузов. То есть, по их словам, на сегодняшний день КТЖ может потребовать с грузоотправителей оплату полной суммы провозных платежей (без скидки), а также плату за простой вагонов. «То есть в итоге грузоотправителям придется заплатить более 500 млн руб. за перевозку, которая уже должна была состояться», – говорит один из собеседников. Для решения вопроса экспедиторы обращаются в КТЖ с просьбой ввести мораторий на начисление штрафов хотя бы за простой, добавил он. «Окончательного решения нет. Диалог идет, но сложно», – отметил источник.

Собеседники «Ведомостей» считают, что на сегодняшний день проблема выглядит нерешаемой, если повторно не оплатить стоимость услуг, но в будущем повторения ситуации можно не допустить, полностью поменяв систему платежей между грузоотправителями и железнодорожными администрациями.

«На базе железнодорожных администраций должны быть созданы специальные структуры, которые будут принимать деньги от нерезидентов и которые точно никуда не денутся, потому что будут аффилированы с перевозчиком. Кроме того, при отправке грузов любой грузоотправитель должен быть уведомлен, что деньги за перевозку перечислены на счет перевозчика», – резюмировал Семенкин.