Министерства не поддержали введение минимальных розничных цен на пиво
Владельцы небольших пивоварен надеялись, что такая мера поможет в борьбе с нелегальным рынкомМинфин, Минпромторг и Минэкономразвития считают введение минимальных розничных цен (МРЦ) на пиво нецелесообразным, сообщили представители этих ведомств во время заседания в Совете Федерации 25 января.
Эту меру уже несколько лет предлагают Минфину объединения небольших российских пивоваров. В частности, такая идея поступала от «Опоры России» в 2018 г.: организация рекомендовала установить ее на уровне 75 руб./л. Такая же идея была и у Союза российских пивоваров (СРП) в 2020 г. Представители этой организации утверждали, что в России продается много пива со скидками, часто по «критически низким демпинговым ценам». Из-за этого региональные производители пива вынуждены снижать цены до себестоимости. Это может привести к развитию серого рынка пива, утверждал СРП. Крупнейшие производители (AB InBev Efes, «Балтика» и Heineken) выступали против фиксации минимальной цены.
Рассматривать вопрос о введении этой меры преждевременно, считает заместитель начальника отдела департамента таможенной политики и регулирования алкогольного рынка Минфина Елена Малинкина. По ее словам, пока это даже технически невозможно: договор о Евразийском экономическом союзе запрещает устанавливать минимальные цены на алкоголь крепостью ниже 28%.
В Минпромторге также сомневаются в действенности предложенной меры, заявил директор департамента развития внутренней торговли ведомства Никита Кузнецов. «Как это может повлиять на качественную продукцию и поставить барьер некачественной продукции – совершенно непонятно», – сказал он. Кузнецов напоминает, что ценовая ситуация на потребительском рынке сейчас довольно непростая, поэтому Минпромторг не склонен совершать какие-либо действия, которые могут ее дестабилизировать. Похожего мнения придерживается и представитель Минэкономразвития. «Ведомство не видит, какой реальный эффект это принесет», – заявил врио директора департамента конкуренции, энергоэффективности и экологии Минэка Арсен Цахоев.
Против и Федеральная антимонопольная служба. «Введение МРЦ на пиво в комплексе с повышением акциза в 2022 г. может привести к росту розничных цен на пиво и пивные напитки», – заявил представитель службы. А это, по его словам, в свою очередь, приведет к снижению покупательной способности потребителей, а также может создать предпосылки к переориентированию спроса в пользу крепкого алкоголя.
При внедрении МРЦ в первую очередь пострадает потребитель, который столкнется со значимым ростом цен, согласен директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Он считает, что в условиях снижающихся доходов и прогрессирующей инфляции возможность проведения промоакций актуальна как для продавцов пива, так и для потребителей. По словам Дурдыева, введение МРЦ снизит как продажи, так и налоговые отчисления, а потребителям придется переключиться на крепкий алкоголь, который станет для них доступнее.
Председатель совета СРП Даниил Бриман считает МРЦ эффективным инструментом против нелегального рынка, который хорошо себя зарекомендовал в крепком алкоголе и игристых винах. Пока, по данным «Опоры России», доля серого рынка (т. е. пива без уплаты акциза) невелика и составляет менее 1% от всего производства. Ассоциация производителей пива (АПП; в нее входят AB InBev Efes, «Балтика», Heineken) же оценивает этот показатель в 5–7%.
Производство пива и пивных напитков в 2021 г. составило 799,9 млн дал (+2,9% к 2020 г.), по данным «Опоры России». В презентации СРП сказано, что на крупные транснациональные компании приходится 62% рынка и лишь 38% – на все остальные. Там же говорится, что 50% пива в России продается по промоакциям. Часть рынка активно демпингует за счет больших объемов производства, считает член президиума «Опоры России» Алексей Небольсин. Остальные, по его словам, страдают от этого и им приходится продавать пиво «по ценам на грани рентабельности».
Исполнительный директор АПП Вячеслав Мамонтов возражает: средняя цена за литр пива в России в январе – сентябре 2021 г., по данным NielsenIQ, составила 101 руб. Ее нельзя назвать чрезмерно низкой, добавляет он. В предложениях ввести МРЦ он видит «попытку отдельных участников рынка искусственно ограничить конкуренцию, которую они иначе проигрывают».