Продавец одежды «Каляев» закрывает фабрику по производству изделий из норки
Это связано с пандемией коронавируса и отказом от натурального меха во всем мире«Каляев» прекращает производство изделий из натурального меха и распродает остатки товаров, сообщил «Ведомостям» владелец торгового знака «Каляев». Для этого компания намерена закрыть фабрику на Кантемировской улице в Москве, которая выпускала около 15 000 норковых шуб в год. Сама сеть, включающая 19 магазинов, называет себя крупнейшим производителем таких изделий в России (ее выручка, согласно «СПАРК-Интерфаксу», в 2020 г. составляла 1,1 млрд руб., а общий товарооборот за прошлый год – 2,3 млрд руб.). Подтвердить эту информацию не удалось. Теперь компания, по словам Каляева, сделает акцент на искусственном мехе, пуховиках, пальто, коже и намерена расширять ассортимент именно в этих сегментах.
Свое решение сеть объясняет снижением спроса на меховые изделия. Начиная с 2018 г. этот рынок ежегодно падает на 25%, говорит представитель «Каляева». В то же время спрос на пуховики, по его данным, растет на 30%. Популярность искусственного меха увеличилась к 2019 г. на 323%, а к 2020 г. – еще на 114%, приводит данные представитель компании. Абсолютные цифры он не привел.
По словам генерального директора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, снижению популярности натурального меха способствует массированный международный маркетинг с посылом на то, что это уже не модно, а также развитие технологий производства волокна, материалов и утеплителей, которые по качеству, тепловым характеристикам и цене вытесняют такие товары. Такую тенденцию подтверждают и ритейлеры. В последние 2–3 года OR Group (бывшая «Обувь России», торгует обувью и одеждой под брендами Westfalika, Rossita, Lisette, Emilia Estra, «Пешеход» и др.) снижает долю пуховиков с натуральным наполнителем и с опушкой из натурального меха – сейчас доля таких товаров у компании составляет не более 10–15% от всего ассортимента пуховиков в сети, говорит представитель сети. По его словам, в осенне-зимнем сезоне 2021/22 г. группа впервые ввела в ассортимент шубы и куртки из экомеха, меховые пальто из искусственного астрагана, которые оказались популярны у покупателей в том числе и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке, где зимы традиционно более холодные. В Marc O’Polo отказались от натурального меха в 2005 г. и заменили его на синтетический, говорит генеральный директор этой компании в России и СНГ Марианна Румянцева.
Отказ от натурального меха участники рынка объясняют общемировой тенденцией. Как отмечает Лебсак-Клейманс, первопроходцами по гуманному отношению к животным стали английский дизайнер Стелла Маккартни (дочка музыканта Пола Маккартни), а также бренды Calvin Klein, Vivienne Westwood, Tommy Hilfiger и Ralph Lauren. Вслед за ними публично об отказе от продажи натуральных мехов и кожи редких животных заявили Hugo Boss, Armani, Gucci, Tom Ford, Givenchy, Michael Kors, Jimmy Choo, Chanel, Versace, Furla, Prada и другие бренды. От натурального меха под давлением общественных организаций по защите животных, в частности PETA, вынуждены отказываться и бренды, традиционно специализирующиеся на зимних куртках. Canada Goose прекратил закупать мех к концу 2021 г., напоминает Лебсак-Клейманс. Но, по ее словам, есть несколько крупных мировых брендов, которые пока противостоят этому давлению, например Loro Piana, Moncler и Fendi. Она считает, что говорить о категорическом отказе россиян от натурального меха пока преждевременно: с наступлением классической холодной и снежной русской зимы и в преддверии новогодних праздников происходят всплески продаж именно таких товаров. Например, на Wildberries спрос на шубы из натурального меха в первой половине декабря прошлого года был в 4 раза выше, чем в 2020 г. Продажи же экошуб из искусственного меха за аналогичный период выросли лишь в 2 раза.
Серьезный удар по производству меха нанесла и пандемия. Норки болеют коронавирусом, и он способен передаваться человеку. Из опасений, что вирус будет мутировать в популяции на фермах, власти Дании (была лидером по производству меха в Европе) в конце 2020 г. потребовали уничтожить всех норок в стране – 17 млн животных – и ввели запрет на их разведение до начала 2022 г., фактически остановив эту индустрию в стране, в обмен на компенсацию фермерам и производителям в 1,7 млрд евро.
Для фабрики «Каляев» сырье закупалось на международных аукционах, говорит владелец бренда. По его словам, из-за закрытия таких площадок, как, например, American Legend и NAFA (еще один аукцион – Kopenhagen Fur – прекратит существование к 2023 г.), уменьшилось предложение товаров на рынке, а цены выросли. В 2021 г. пушнина подорожала до 40–50%, что неизбежно ведет к росту цен на изделия из натурального меха, подтверждает Лебсак-Клейманс. При этом, по ее словам, у наиболее лояльной к шубам аудитории – более старшего поколения, а также у жителей холодных регионов – в последние несколько лет снижается уровень располагаемых доходов.
Получить комментарии Российского пушно-мехового союза не удалось. Запросы в «Снежную королеву» и меховые фабрики Sagitta и Elena Furs остались без ответов.