ФАС предписала отдать контракт в Тюменской области санавиации «Ростеха»

Другим претендентом на него была вертолетная «дочка» Utair
Активное развитие специализированной медицинской авиации началось всего несколько лет назад
Активное развитие специализированной медицинской авиации началось всего несколько лет назад / Максим Стулов / Ведомости

Тюменское управление ФАС обязало областную клиническую больницу № 1 (ОКБ № 1) заключить контракт на обслуживание санитарной авиацией со структурой «Ростеха», сообщил «Ведомостям» представитель ведомства. Ранее поданная жалоба входящей в госкорпорацию «Национальной службы санитарной авиации» (НССА), по его словам, была удовлетворена.

«УФАС решило признать заказчика нарушившим ч. 1 ст. 83.2 закона о контрактной системе; выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об отмене протокола отказа от заключения контракта с НССА и о заключении с ними контракта», – говорится в решении антимонопольного ведомства, с которым ознакомились «Ведомости».

Решение ФАС может быть обжаловано в суде в течение трех месяцев. В ОКБ № 1 на момент сдачи номера не ответили на запрос «Ведомостей». Теперь ФАС также вправе возбудить дело об административном правонарушении против управления госзакупок Тюменской области и ОКБ № 1. Будет ли это сделано, представитель ФАС не уточнил.

За контракт на выполнение экстренных вертолетных перевозок пациентов тюменской областной больницы помимо НССА боролась компания «Ютэйр – вертолетные услуги» («дочка» Utair). В парке компании сегодня, по данным Росавиации, 213 машин – это крупнейший в России вертолетный оператор.

Что такое НССА

Компания «Национальная служба санитарной авиации» (НССА) создана в 2017 г. для оказания услуг санитарной эвакуации. Изначально у структур «Ростеха» было в компании 25%, а 75% контролировал Иван Яценко, который также владеет компанией «Хелидрайв» (занимается эвакуацией в Санкт-Петербурге и Ленинградской области). Летом 2019 г. «Ростех» получил контроль в НССА, писали «Ведомости» и подтверждал представитель госкорпорации.
Компания планировала стать одним из крупнейших вертолетных операторов в стране с парком в 150 машин. Это меньше, чем у Utair (213 вертолетов), но больше, чем у второго вертолетного перевозчика – «Газпром-авиа» (72 борта). Сегодня у НССА, по данным самой компании, лишь 19 вертолетов «Ансат» и Ми-8.

НССА в ноябре 2021 г. была признана победителем конкурса, предложив цену в 139,9 млн руб., но ОКБ № 1 отказалась заключать с компанией контракт («Ведомости» писали об этом 30 декабря 2021 г.), следует из материалов разбирательств, с которыми ознакомились «Ведомости». Медучреждение ссылалось на то, что у него есть сведения от вертолетных площадок «о невозможности предоставить НССА посадочные площадки, соответствующие требованиям контракта». Требования контракта предусматривали, что исполнитель должен согласовать размещение своих вертолетов для постоянного базирования на вертодроме, расположенном не далее чем в 30 км от Тобольска, а также на площадке временного базирования не далее 10 км от расположенных в Тюмени ОКБ № 1 и ОКБ № 2.

Представитель НССА ранее пояснял «Ведомостям», что оператор планировал использовать площадку на территории самой больницы, но уже после подведения итогов конкурса выяснилось, что у этой площадки отозван летный паспорт. А Utair отказала в размещении вертолетов на своих частных аэродромах в ближайшей доступности от ОКБ. В итоге больница намеревалась заключить контракт с «дочкой» Utair. Что не устроило НССА, которая обратилась с жалобой в территориальное управление ФАС.

«Отсутствие на момент подписания контракта договорных отношений НССА с владельцами посадочных площадок само по себе не может свидетельствовать о недостоверности информации, представленной участником закупки при подаче заявки. Соблюдение указанного условия относится исключительно к вопросам исполнения обязательств по уже заключенному контракту», – говорится в заключении антимонопольной службы.

Представитель НССА сказал «Ведомостям», что компания уже договорилась об использовании имеющихся в регионе вертолетных площадок, но назвать их отказался. «Мы будем доставлять пациентов, используя имеющиеся в регионе площадки, расположенные в непосредственной близости от медучреждений. Такая возможность подтверждена официальным заключением Росавиации. Мы полностью готовы к выполнению обязательств по контракту», – добавил представитель НССА. Источник «Ведомостей» в отрасли утверждает, что речь идет о единственной площадке, расположенной в деревне Патрушево под Тюменью.

Главный редактор отраслевого портала avia.ru Роман Гусаров напомнил, что вертолетная «дочка» Utair зарегистрирована в ХМАО, который вместе с Тюменской областью контролирует 38,8 и 8,4% акций Utair соответственно. По его словам, авиакомпания «пользовалась определенного рода привилегиями и связями в регионе». «Когда в Тюмень приходили новые перевозчики, не только вертолетные, у них возникали проблемы – то вдруг они не могли заключить договор, то договориться с аэропортами, то против них начинали проверки местные надзорные органы», – вспоминает Гусаров. По мнению эксперта, именно «политический вес «Ростеха» не позволил принять решение в пользу своих».

Ранее управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт говорил «Ведомостям», что отказ ОКБ № 1 выглядит необоснованным и управление ФАС встанет на сторону НССА.

Гусаров добавил, что активное развитие специализированной медицинской авиации началось всего несколько лет назад, ранее профильных операторов в РФ не было вообще. В 2017 г. своего медицинского вертолетного оператора запустила компания «Русские вертолетные системы» (медслужба называется Helimed). «Крупные вертолетные операторы развивали санавиацию по остаточному принципу, поскольку выгоднее было обслуживать нефтяников, газовиков и проч.», – пояснил он.

«Ведомости» направили запросы представителю Utair и в Росавиацию.