Росавиация и Ространснадзор разошлись в оценках работы авиакомпании «Якутия»

Выявленные надзором нарушения регулятор признавать отказался
О проверках «Якутии» стало известно в сентябре 2021 г./ Максим Стулов / Ведомости

Росавиация не согласилась с итогами проверки авиакомпании «Якутия», проведенной Ространснадзором в 2021 г. «По результатам проверки 55 авиационных событий, подпадающих под критерии авиационных инцидентов, исключено 54 события», только по одному Росавиация назначила комиссию для расследования, следует из письма заместителя руководителя федерального агентства Олега Сторчевого председателю Общероссийского объединения пассажиров Илье Зотову (копия документа есть у «Ведомостей»).

В частности, 27 случаев нестабилизированного захода на посадку без ухода на второй круг Росавиация не отнесла к авиаинцидентам. Проверка выполнения техобслуживания самолетов также не подтвердила замечания Ространснадзора, следует из письма Сторчевого. Проверка инцидента с обнаружением вибрации в турбине двигателя Boeing 737 (до устранения дефекта на этом самолете было совершено еще 30 рейсов) показала, что «это отклонение не выходит за пределы эксплуатационных ограничений».

Но представитель Ространснадзора сообщил «Ведомостям», что «выявленные нарушения в части непредставления в Росавиацию информации о произошедших 55 событиях законны», а классификация этих событий как авиационных инцидентов подтверждается позицией разработчика воздушных судов – компании Bombardier. «В Росавиацию направлена позиция канадского разработчика для повторной классификации событий в качестве авиационных инцидентов. Пока ответа от Росавиации не поступило», – уточнил собеседник.

Представитель Bombardier Луиза Соломита напомнила, что канадская компания больше не владеет платформой семейства самолетов серии Q (их использует «Якутия». – «Ведомости»), в 2018 г. ее выкупила канадская компания Viking Air. Все вопросы по этим воздушным судам Соломита посоветовала адресовать туда. «Ведомости» направили запрос в Viking Air.

Где летает авиакомпания «Якутия»

Авиакомпания «Якутия» принадлежит правительству Якутии, базируется в Якутске и московском аэропорту «Внуково». Выполняет полеты в города Центральной России, Дальнего Востока и СНГ. В допандемийном 2019 году «Якутия» перевезла 1,7 млн человек, за 11 месяцев 2021 г. – 766 500 человек (18-е место среди российских перевозчиков). Парк состоит из 15 самолетов (Bombardier Q-300, SSJ100, Boeing 737-700/800). По данным СПАРК, выручка «Якутии» в 2020 г. упала до 7,4 млрд руб. с 11,6 млрд руб. в 2019 г. Убыток в 2020 г. составил 2,8 млрд руб. против прибыли в 140 млн руб. годом ранее.

О проверках «Якутии» стало известно в сентябре 2021 г., когда в интернете было опубликовано письмо руководителя Ространснадзора Виктора Басаргина главе республики Айсену Николаеву. В документе шла речь о многочисленных нарушениях, которые могут нести риски для безопасности полетов. «Анализ деятельности перевозчика демонстрирует неспособность руководства авиакомпании надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности», – считал Басаргин. Через несколько дней гендиректор «Якутии» Владимир Горбунов уволился.

Затем в октябре на несвоевременное техобслуживание эксплуатируемых «Якутией» SSJ100 жаловался министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, а вслед за ним лизингодатель самолетов «Якутии» – Государственная транспортная лизинговая компания. В конце октября премьер Якутии Андрей Тарасенко раскритиковал проверку: «Замминистра [транспорта Игорь] Чалик сам признал, что проверка, которая проводилась в отношении авиакомпании, является заказной». Минтранс РФ сразу опроверг эти заявления. В минтрансе Якутии тогда сообщили, что «комментирование хода проверок авиакомпании до их завершения не является возможным». Председатель совета директоров авиакомпании, министр транспорта Якутии Владимир Сивцев не смог прокомментировать «Ведомостям» заявления о заказном характере проверок перевозчика: «От лица минтранса и авиакомпании мы таких заявлений не делали».

Сама «Якутия» дважды в 2021 г. обращалась в Арбитражный суд Москвы, оспаривая законность предписаний Ространснадзора. Но суд 2 августа и 17 ноября признавал их законными (апелляционная инстанция оставила решения в силе). В решениях суда также указано, что у Росавиации нет полномочий по проверке и оценке обоснованности выводов других органов власти, в том числе Ространснадзора.

По мнению перевозчика, представленному в суде, полномочий выдавать предписания у Ространснадзора не было, а летная годность самолетов подтверждена авиационными властями Бермудских островов, где зарегистрированы эти воздушные суда и выданы сертификаты летной годности. «Отсутствовали замечания по указанному вопросу (поддержание летной годности самолетов. – «Ведомости») и со стороны Росавиации», – заявлял юрист авиакомпании суду.

«Наша авиакомпания сейчас отрабатывает и устраняет замечания и того, и другого регулятора. При этом мы представили выводы проверки Росавиации в Ространснадзор в качестве аргумента. Видимо, у ведомств есть неразграниченные полномочия между собой», – предположил в беседе с «Ведомостями» Сивцев.

В пресс-службе Минтранса России отказались от комментариев. Запросы также направлены в Росавиацию, пресс-службу правительства Якутии и авиакомпанию.

Генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак напомнил, что Ространснадзор в теории имеет право выполнять проверки, но никогда этого не делал. «Проверки авиакомпаний – это прерогатива Росавиации. Несогласованность действий ведомств возникла с первого дня проверок «Якутии», – считает он. По мнению Рыбака, у Ространснадзора нет никакого влияния на авиакомпании, ведомство может только выписать предписание об устранении нарушений: «У Росавиации как раз сосредоточена вся полнота власти – этот регулятор может приостановить свидетельство эксплуатанта, полностью остановить деятельность авиакомпании».

«Росавиация не имеет полномочий пересматривать решения Ространснадзора, относящиеся к его компетенции, например в части нарушений, относящихся к техобслуживанию воздушных судов. При этом к компетенции Росавиации относится расследование авиаинцидентов, которые вне компетенции Ространснадзора», – поясняет управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. Соответственно Ространснадзор может привлекать к ответственности за нарушения, связанные с техническим состоянием и обслуживанием самолетов, но признавать те или иные события авиаинцидентами и привлекать к ответственности за них не может, продолжает юрист. Оспорить ранее выданные авиакомпании Ространснадзором предписания можно только в судебном порядке, что, очевидно, у «Якутии» пока не очень получается, добавил он.