Газпромбанк вошел в бизнес по строительству частных путепроводов

Потребность в таких инвестициях в России оценивается в 200 млрд рублей
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Структура Газпромбанка (ГПБ) «ГПБ развитие активов» закрыла сделку по приобретению блокирующего пакета в уставном капитале ООО «Путепроводы регионов холдинг» (ПРХ), рассказал «Ведомостям» представитель банка. ПРХ – единственная компания в России, которая построила и эксплуатирует частные путепроводы через железную дорогу в регионах, за пределами Московской и Петербургской агломераций.

Компания была зарегистрирована в 2019 г., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Сейчас она на 25% принадлежит другой структуре ГПБ – «Сибфинансу», оставшиеся 75% – у кипрского офшора «Транспорт инфрастракчур инвестментс». Основателями ПРХ были Игорь Литвак, Георгий Сирота, Николай Казанский и Роман Одегов, затем их доли были переданы в кипрскую компанию. Литвак и Сирота являются совладельцами инвесткомпании «Садовое кольцо», Одегов – гендиректор ПРХ. Сирота также возглавляет совет директоров холдинга.

Банк купил 25% ПРХ путем осуществления вклада в уставный капитал компании, соответствующего этой доле, объясняет представитель ГПБ. По данным «СПАРК-Интерфакса», уставный капитал на 29 декабря 2021 г., когда в списке совладельцев появился «Сибфинанс», составлял 480 млн руб. «Банк внес в капитал меньшую, чем 480 млн руб., сумму, но договорился о приоритетном праве осуществления дополнительных вкладов в имущество ПРХ и получении преимущественного права на предоставление проектного финансирования на сумму около 4 млрд руб.», – пояснил представитель ГПБ.

Так компания получила необходимые средства для продолжения развития и реализации инфраструктурных проектов, объясняет собеседник «Ведомостей». По его словам, между новым совладельцем и основателями компании заключено акционерное соглашение, регулирующее права и обязанности сторон. Банк рассчитывает на рост капитализации ПРХ по мере реализации проектов строительства путепроводов и объездов крупных районных центров на региональных автодорогах, подчеркнул он.

Пока ПРХ построила два путепровода – в Рязани и соседнем Ряжске. В Рязани же зарегистрировано основное юрлицо холдинга – компания «Путепроводы регионов». Путепровод в Ряжске построен за счет средств акционеров ПРХ с привлечением банковского кредита. Объект в Рязани сооружался на деньги НПФ «Норникеля», затем передан в собственность УК «Лидер» и находится под ее управлением, знает собеседник «Ведомостей». По оценке гендиректора инвесткомпании «РЖД-инвест» Ивана Григоровича, эстакада в Рязани обошлась ПРХ примерно в 200 млн руб. Часть расходов по улично-дорожной сети взял на себя город. Но как пример для подражания этот объект плоховат, говорит Григорович. По его словам, инвесторы старались оптимизировать затраты по максимуму и в итоге выбрали техническое решение, которое сложно будет тиражировать. Более приличный аналог рязанского путепровода даже без выноса коммуникаций обойдется не меньше чем в 500–600 млн руб., считает эксперт.

Ряжский путепровод начали строить в 2019 г. и завершили к лету 2021 г., но не ввели в эксплуатацию из-за разногласий инвестора и правительства области. Как писали местные СМИ, правительство Рязанской области пообещало жителям Ряжского района, что те смогут пользоваться путепроводом бесплатно. Но «Путепроводы регионов» заявили, что не смогут предоставить бесплатный проезд, и вступили в переговоры с властями региона о выделении субсидий. Переговоры о скорейшем вводе данного объекта в эксплуатацию в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями продолжаются, сказал представитель ГПБ.

ПРХ уже подала две частные концессионные инициативы (ЧКИ) и планирует подать еще одну до конца января 2022 г. на строительство путепроводов и объездов райцентров в Тамбовской, Ярославской и Курской областях, знает представитель ГПБ. В течение этого года планируется заключить три концессии по поданным инициативам, а также подать еще не менее трех ЧКИ. Финансировать проекты ПРХ будет из собственных средств с привлечением кредитов, отмечает представитель банка. В отдельных случаях с регионами обсуждается возможность предоставления капитальных грантов, льготных инвесткредитов и субсидирования бесплатного проезда для местных жителей.

«По нашей оценке, потребность в путепроводах в России оценивается в 250–300 объектов, оценка необходимых инвестиций составляет порядка 200 млрд руб.», – передал «Ведомостям» слова Сироты представитель ГПБ. Основная масса подобных объектов находится в ведении муниципальных образований, отмечает Григорович. Но когда концедентом от государства являются муниципалитеты, концессия просто не будет работать, поскольку у них нет денег, считает эксперт. Хотя, по его словам, интересные и окупаемые без бюджетных инвестиций точки на карте действительно есть.

ГПБ имеет опыт реализации концессий и умеет делать пакетные проекты: он может объединить однотипные инфраструктурные объекты в одном регионе, а теперь у него появилась компания, которая сможет их реализовать, сказала «Ведомостям» руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Среди проблемных аспектов строительства путепроводов в регионах Григорович также называет социальное недовольство, вызванное необходимостью платить за проезд, неудобную барьерную систему сбора платы и необходимость согласования проектов с собственником железной дороги (РЖД. – «Ведомости»). Сначала нужно договариваться о технологических окнах для строительства, а затем о закрытии переезда, поясняет он. «Без этого проект становится слишком тяжело окупить, если только это не путепровод через Транссиб, где трафик очень высок. Но договориться о закрытии переезда бывает очень непросто», – отмечает Григорович.

По его словам, бизнес-модель строительства региональных путепроводов работает, если есть местная строительная компания, которая заинтересована в том, чтобы заработать на подряде. Также необходимо наличие инвестора вроде НПФ, который может взять на себя финансирование проекта, а окупаемость на горизонте 15–20 лет его не пугает, считает Григорович.