«Яндекс» заработает на коронавирусных тестах
Компания запускает агрегатор услуг лабораторной диагностики«Яндекс» запустил в январе агрегатор лабораторных услуг: соответствующая вкладка с предложением о сдаче анализов на дому появилась в сервисе «Яндекс.Услуги», обнаружили «Ведомости». Информацию о новом направлении подтвердил руководитель «Яндекс.Услуг» Максим Борисов. По его словам, первыми партнерами сервиса стали цифровая лаборатория Lifetime+, сотрудничающая с сетями «Литех», «Диалаб» и «Эксплана», а также сеть лабораторий LabQuest. Воспользоваться услугой сдачи анализа на дому пока могут только жители Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга, но уже вскоре проект может начать работу в Казани, Екатеринбурге, Новосибирске, Самаре и других городах-миллионниках, заявил Борисов.
Агрегатор сделал акцент на выполнении ПЦР-тестов на коронавирус, тестов на антитела к нему, исследований до и после вакцинации, а также тестов после перенесенной инфекции, указано на сайте «Яндекс.Услуг». Вместе с лабораторией LabQuest «Яндекс» изучает возможность запуска тестирования на новый штамм коронавируса – омикрон, сказал Борисов. Кроме этого, среди доступных исследований есть тесты на гормоны, витамины и общие клинические анализы, указано на сайте.
Кровь, мочу и другие биоматериалы берет медсестра – сотрудник Lifetime+, далее они доставляются в партнерские лаборатории, указано на сайте проекта. Мазок для ПЦР-теста на коронавирус человек должен сделать самостоятельно – набор для анализа привозит курьер, пояснил «Ведомостям» оператор колл-центра агрегатора. Такой анализ будет стоить 2100 руб., а результат – готов до конца следующего дня. У конкурентов стоимость выше: например, выезд на дом в «Инвитро» вместе со взятием мазка специалистом и с такими же сроками выполнения анализа обойдется в 4030 руб., в «Гемотесте» – в 3190 руб. По словам Борисова, «Яндекс» будет расширять число предоставляемых на дому услуг за счет уколов и капельниц.
«Яндекс.Услуги» работают с партнерами по агентской схеме, удерживая процент с заказа, рассказывает Борисов. На конечной стоимости услуги для пользователя это не отражается, заверил он. Размер комиссии ни он, ни исполнительный директор Lifetime+ Константин Рябцев не раскрыли. Сдача анализов на дому входит в число популярных услуг наравне с клинингом, доставкой воды и проверкой счетчиков, сказал Борисов. «Только заказов на взятие ПЦР-тестов мы обрабатываем несколько сотен в день. При этом новостной фон такой, что рост спроса на такую услугу точно продолжится», – добавил он.
В 2020 г. в российских государственных и коммерческих медицинских организациях проведен почти 331 млн клинико-лабораторных исследований против 279,7 млн годом ранее, сообщал аналитический центр Vademecum со ссылкой на аналитический сервис BusinesStat. Согласно подсчетам Vademecum, ПЦР-исследования на коронавирус и антитела к вирусу в 2020 г. составили около двух третей выручки сетей. Данных за 2021 г. пока нет. Лидером рынка 2020 г. по выручке была компания «Инвитро» – 25 млрд руб., следом за ней шла сеть «Гемотест» – 17,6 млрд руб., компания KDL заработала 8,8 млрд руб., «Ситилаб» – 5,9 млрд руб.
В сотрудничестве с «Яндексом» заинтересованы в первую очередь небольшие лаборатории, чтобы противостоять отраслевым гигантам, говорит директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов: «Я не думаю, что игроки уровня «Гемотеста» и «Инвитро» видят пользу в таком партнерстве – у них сформирована собственная большая клиентская база». В масштабах страны лаборатории, работающие через «Яндекс», вряд ли займут серьезную долю рынка, думает Беспалов: для Москвы это может быть незначительная величина – 2–3%.
Гендиректор DSM Group Сергей Шуляк считает, что агрегатор может стать привлекательной рекламной площадкой для лабораторий, а сам сервис будет востребован у потребителей. При этом эксперт не верит в то, что «Яндекс» начнет диктовать условия на рынке лабораторной диагностики. С другой стороны, коммерческий директор лаборатории «Гемотест» (компания не сотрудничает с агрегатором) Светлана Василенко считает, что каждый четвертый-пятый пациент в будущем будет пользоваться новой услугой «Яндекса», а агрегатор анализов может «занять хорошую долю на рынке».
Сеть «Хеликс», у которой есть собственный сервис бесконтактного тестирования на дому, не планирует работать с агрегаторами услуг, заявила «Ведомостям» заместитель генерального директора лабораторной службы Дарья Горякина. При таком партнерстве будет сложно контролировать качество: взаимодействие с клиентами и доставка будут переложены на плечи партнеров. Она считает, что успех агрегатора «Яндекса» будет во многом зависеть от того, какие лаборатории будут обслуживать проект, а также насколько они смогут обеспечить точные и достоверные результаты.
По словам Горякиной, пандемия дала серьезный стимул для развития цифровых сервисов и форматов самообслуживания в лабораторной диагностике – спрос на самостоятельное тестирование растет. По словам Рябцева, оборот Lifetime+ за 2021 г. составил 110 млн руб., что значительно для компании, которая заработала только осенью 2020 г.
Представители LabQuest, «Инвитро» и KDL не ответили на запрос «Ведомостей».