Росавиация объяснила задержки рейсов увеличением частоты полетов и неготовностью аэропортов
Но аэропорты вину отрицают и считают, что авиакомпании опаздывают самиРосавиация назвала свою версию причин участившихся в 2021 г. задержек авиарейсов. По данным ведомства, это произошло из-за концентрации рейсов на внутренних направлениях, увеличившейся частотности полетов и нехватки персонала и спецтехники в аэропортах. Такое объяснение приведено в письме заместителя руководителя Росавиации Олега Сторчевого председателю ассоциации «Общероссийское объединение пассажиров» (ООП) Илье Зотову. С копией документа ознакомились «Ведомости», его подлинность подтвердили в ООП.
Росавиация с середины 2019 г. перестала публиковать рейтинг пунктуальности авиакомпаний, сославшись на отсутствие единой методики подсчетов у перевозчиков, аэропортов и регуляторов. Ведомство продолжает вести эту статистику непублично, фиксируя задержки рейсов от двух часов и более.
По данным британского агентства авиастатистики OAG (считает задержкой вылет или прибытие на 15 минут позже графика), в 2021 г. российские авиакомпании стали чаще задерживать рейсы. В феврале – декабре число задержек выросло на 6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., хотя общее число рейсов было меньше, чем до пандемии (данных за январь 2021 г. OAG не публиковало). Из лидеров рынка наибольшие задержки были у «Уральских авиалиний», но к концу года опоздания участились и у других крупных перевозчиков («Ведомости» подробно рассказывали об этом 13 января).
В Росавиации считают, что летние задержки рейсов участились во многом из-за пандемии, следует из письма Сторчевого. Из-за закрытых международных направлений перевозчики переориентировались на рейсы по России, что привело к их концентрации на южных и дальневосточных направлениях, говорится в документе. Как следствие, аэропорты были сильно перегружены: «Не хватало обслуживающего персонала и спецтехники». Кроме того, на медленный оборот самолетов в аэропортах повлияла работа санитарно-карантинных служб, «недостаточная обустроенность пунктов КПП, реверсивное движение через пункты погранконтроля в ряде аэропортов», пишет Сторчевой.
На статистике негативно сказалось и уменьшение среднего полетного времени, так как долгие международные маршруты заменились короткими внутрироссийскими. В результате один и тот же самолет стал совершать взлет-посадку чаще, выполняя больше рейсов, говорится в письме.
Ситуацию с задержками у «Уральских авиалиний» Росавиация оценила неоднозначно. Сторчевой упомянул, что перевозчик взял на себя «социальную функцию» – открыл полеты из аэропортов без базовой авиакомпании (Уфа, Казань, Краснодар, Красноярск, Челябинск, Нижневартовск, Пермь и Омск). «Эта дополнительная нагрузка на сформированную схему полетов предполагала сложную схему резервирования воздушных судов, что в совокупности с общеотраслевыми проблемами не позволило обеспечить отсутствие большого количества задержек авиарейсов авиакомпании», – сообщил чиновник в письме. Еще одним фактором стала задержка поставок пяти самолетов Airbus А320/321 в парк авиакомпании, добавил он.
В письме указано, что для сокращения задержек «Уральские авиалинии» осенью 2021 г. оптимизировали расписание, сокращали и объединяли рейсы, ограничили налет на одно воздушное судно (до 425 часов в месяц), увеличили время стоянок между рейсами для более быстрой замены самолетов при неисправности, оптимизировали подачу питания и т. д. Принятые летом меры уже не актуальны хотя бы потому, что объем перевозок в осенне-зимний сезон значительно ниже, сообщила «Ведомостям» пресс-секретарь авиакомпании Вера Гасникова. Но регулярность рейсов «Уральских авиалиний» с лета выросла, уверяет она.
Аэропорты вину не признали
Представитель холдинга «Аэродинамика» (ранее – «Базэл аэро»; объединяет аэропорты Сочи, Анапы и Краснодара) сообщил «Ведомостям», что большая часть задержек была связана с поздним прибытием самолетов из других аэропортов из-за ограниченности парка и плотного графика: «Тогда любая поломка, непогода или другая нештатная ситуация влияет на суточное расписание полетов перевозчика, не обеспеченного достаточным резервом [самолетов]». Он уточнил, что в аэропорт Сочи летом было привлечено более 700 новых сотрудников.
«Аэродинамика» не отметила и влияния ковидных ограничений. В 2021 г. на внутрироссийских рейсах не применялись санитарно-карантинные меры, а пропускная способность КПП в аэропортах достаточна для обслуживания международного трафика, говорит собеседник. «Небольшие задержки по выпуску пассажиров из терминалов были отмечены, но только по прилете, и связаны они с проверкой документов о вакцинации и ПЦР-тестировании при въезде в Россию», – уточнил представитель холдинга.
Представитель аэропорта Симферополя также сослался на задержку прибытия самолетов из других аэропортов. По его словам, «существенных отклонений в расписании по вине аэропорта» в 2021 г. не было, а графики обслуживания рейсов соблюдались «практически в 100% случаев». «Время выдачи багажа удалось ускорить на треть от действующего в аэропорту норматива», – добавил собеседник. Инфраструктура, техника и персонал были подготовлены к интенсивному летнему трафику еще весной, говорит он.
Представитель Red Wings, которая в 2021 г. запустила около 60 рейсов по новым маршрутам, уточнил, что по закону авиакомпании обязаны иметь резервные самолеты. «Понятно, что 100%-ная пунктуальность невозможна теоретически из-за форс-мажорных факторов, таких как неисправности или неблагоприятная погода, но резерв судов позволяет сократить время первичной задержки и минимизировать количество веерных задержек, – поясняет он. – Red Wings в 2021 г. была среди российских лидеров по пунктуальности, в том числе благодаря планированию расписания рейсов с учетом резерва».
«Ведомости» направили запросы в другие крупные авиакомпании и аэропорты.
Компенсации или штрафы
Сейчас системно не решается вопрос с повышением пунктуальности авиакомпаний, считает Зотов. «Необходимо повышать их ответственность, т. е. компенсацию пассажирам за задержку рейсов. Мы запланировали 25 января в Общественной палате РФ обсуждение вопроса с участием авиакомпаний, представителей профильных ассоциаций и аэропортов», – сообщил он. Сегодня Воздушный кодекс устанавливает компенсацию из-за задержки рейса в 25% от расчетного МРОТ (принимается за 100 руб.) за каждый час, но не более 50% от провозной платы.
«Быстрые изменения на рынке не могут добавлять стабильности. Ряд аэропортов и некоторые авиакомпании ставят рекорды по количеству пассажиров, переформатируют маршрутную сеть. Удержать показатели регулярности на высоком уровне можно только ценой высоких дополнительных затрат на резервирование парка, персонала. Сейчас отрасль такого запаса себе позволить не может», – считает исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев. Он полагает, что ситуация в ближайшее время не изменится: рынок должен стабилизироваться. Пантелеев уточняет, что на ближайшие месяцы придется очередной пик заболеваемости коронавирусом. «Это ударит и по спросу на полеты, и по количеству пилотов и бортпроводников. Нужно уже сейчас уплотнять расписание, чтобы не провалить сезон перевозок на горнолыжные курорты», – заключает он.
В среднем штраф за задержку рейса в пользу пассажира может составить от 300 до 2000 руб., говорит руководитель департамента контроля качества НЮС «Амулекс» Нурида Ибрагимова. Возмещение граждане получают в основном в судебном порядке, так как добровольно авиакомпании платить не готовы, уточняет она. Но компенсация так мала, что гражданам нерентабельно обращаться в суд только со взысканием штрафа, ведь судебные издержки будут больше. «Поэтому вопрос компенсации за просрочку доставки пассажира рассматривается в совокупности с возмещением убытков и неустойки (расходы на проживание, питание и новые билеты в рамках ст. 15 ГК и неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя по ст. 28 закона «О защите прав потребителей»)», – поясняет юрист.
Ибрагимова напомнила, что Генпрокуратура предлагала установить специальную ответственность авиакомпаний за задержку рейсов на регулярных маршрутах по аналогии со ст. 14.1.2 КоАПа (устанавливает штрафы для должностных лиц за предпринимательство в сфере транспорта без лицензии или с нарушением требований лицензии. – «Ведомости»), «но на законодательном уровне такие нормы еще не приняты».