Стартап экс-гендиректора АФК «Система» поставит электрозаправки на М4 «Дон»

Зарядную инфраструктуру в России строят активно, но продажи электромобилей отстают
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Компания Green Drive бывшего гендиректора АФК «Система» Андрея Дубовскова запустила проект по обеспечению автотрассы М4 «Дон» зарядками для электромобилей. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель стартапа. Всего, по словам собеседника, планируется установить 50 быстрых зарядных станций мощностью по 150 кВт на всем протяжении магистрали от Москвы до Сочи к 2024 г. Время зарядки электрокара – до получаса. В 2021 г. Green Drive уже установила девять зарядок – по две в Москве и Краснодаре, четыре в Сочи и одну в Ростовской области. По данным компании, в первый месяц спрос составлял 280–290 заправок (или 10 МВт мощности. – «Ведомости»), но к концу года достиг 1200 (40 МВт). Стоимость 1 кВт ч для водителей – 17 руб.

В 2022 г. Green Drive планирует поставить еще 20 электрозарядок на М4, инвестирует в это более 60 млн руб. Общая стоимость обеспечения электрозарядной инфраструктурой трассы «Дон» составит, по оценке компании, не менее 150 млн руб. Помимо этого проекта стартап планирует в этом году вложить еще 250 млн руб. в установку 80 зарядок в европейской части страны, в частности в ЮФО.

Деньги на данном этапе вкладывает исключительно сам Дубовсков, говорит представитель Green Drive. «В ближайшее время предполагается привлечение институциональных инвесторов, в дальнейшем не исключены иные формы привлечения инвестиций, в том числе облигации и IPO», – добавил он.

Стартап Дубовскова – не первая частная инициатива по развитию электрозаправочной инфраструктуры в России. В начале осени 2021 г. стартап L-Charge Дмитрия Лашина и его экс-партнеров по агробизнесу привлек первые $1,5 млн. Основа их технологии – мини-электростанция на сжиженном газе, вырабатывающая ток для зарядки батареи. При зарядке ток направляется и от генератора, и от батареи одновременно. Это позволяет зарядить электрокар на 100 км пути примерно за 8 минут. Есть контейнерная версия заправки и мобильная, на шасси грузовика. Заправка стоит чуть дешевле, чем у Green Drive, – 15 руб. за 1 кВт ч, но доступна пока только в Москве.

В Москве и Петербурге электрозаправки в 95% случаев установлены «Россетями», говорила осенью 2021 г. «Ведомостям» председатель Ассоциации развития электромобильного, беспилотного и подключенного транспорта и инфраструктуры Ия Гордеева. Но эти бесплатные электрозаправки очень медленные: их мощность – около 20 кВт, для полной зарядки машины нужно примерно восемь часов. В последние годы стали появляться и частные платные заправки, в основном на магистралях, поясняла она. Там стоимость 1 кВт ч варьируется от 9–10 руб. до 12–17 руб. Сейчас, по данным ассоциации, в России около 1500 электрозарядок.

Представитель «Россетей» сообщил «Ведомостям», что сейчас компания установила в России 263 зарядные станции для электромобилей, мощность которых достигает 120 кВт. «Дальнейшее развитие сети с внедрением различных видов и мощности оборудования, включая 150 кВт, будет осуществляться на основе детального анализа локаций, потребностей клиентов и ряда других факторов», – добавил он, не конкретизировав планы по количеству станций.

Развитие зарядной инфраструктуры в России пока опережает рост парка электромобилей. В России в 2021 г. был продан всего 1001 новый электромобиль, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса. Но это в 2,6 раза больше, чем в 2020 г.

Небольшой парк электромобилей в стране действительно влияет на развитие проекта и возврат инвестиций, говорит представитель Green Drive. «Но создание полноценной электрозаправочной инфраструктуры является ключевым стимулом для развития рынка электромобилей. Уже в 2022 г. ожидается официальный выход в Россию 10 новых моделей электромобилей известных мировых брендов», – отмечает собеседник. Взрывного роста компания ожидает в 2024–2025 гг., когда будет создана зарядная инфраструктура и появятся массовые марки электромобилей, в том числе Kia и Hyundai от калининградского «Автотора», и китайские бренды среднего и низкого ценового сегмента.

Пока же в России нет ни одного активного проекта по производству легковых электромобилей. Но власти уже начали защищать рынок: Минпромторг в 2021 г. предложил поднять утилизационный сбор на импортные электрокары почти в 9 раз («Ведомости» писали об этом 10 ноября). Кроме того, российская сторона заблокировала предложение Белоруссии продлить до конца 2023 г. нулевую пошлину на ввоз электромобилей в ЕАЭС (входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия). Стороны так и не смогли договориться, и по действующему правилу с 1 января 2022 г. пошлина на ввоз электромобилей составляет 15%.

Количество проектов по обеспечению дорог электрозарядной инфраструктурой сейчас растет, говорит руководитель транспортных проектов фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. По его словам, бизнес верит в реализацию концепции развития электротранспорта, которую правительство приняло летом 2021 г., хотя темпы электромобилизации пока невелики. «Предприниматели считают, что Парижское соглашение по климату и то, какие шаги предпринимают наши власти, будет способствовать росту количества электромобилей в стране. Поэтому они пока просто занимают места на рынке, не дожидаясь прихода более крупных игроков. То есть пока это инвестиции в будущее», – сказал Жанайдаров. А окупаемость 100 заправок, которые планирует установить Green Drive, по его мнению, будет во многом зависеть от их локации.

В подготовке статьи участвовал Александр Волобуев