Инвесторы пока не готовы отказаться от акций нефтекомпаний

В этом десятилетии котировки будут поддерживаться недостатком инвестиций в добычу
Sergei Karpukhin / Reuters
Sergei Karpukhin / Reuters

Нефтегазовая сфера в ближайшие годы останется привлекательной для инвесторов, несмотря на давление климатической повестки, следует из доклада Центра энергетического воздействия консалтинговой компании BCG. «Ведомости» ознакомились с документом, подготовленным на базе опроса 250 институциональных инвесторов сектора.

В исследовании отмечается, что, несмотря на кризис в мировой энергетике, акции энергокомпаний с января по конец октября 2021 г. подорожали на 50% на фоне высоких цен на энергоносители. За последние 12 месяцев они также заметно прибавили в цене. Инвесторы настроены оптимистично в отношении способности нефтегазовой отрасли и далее генерировать высокий акционерный доход, говорится в документе.

70% опрошенных инвесторов прогнозируют, что цены на нефть удержатся выше $60 за баррель вплоть до начала 2024 г. Этот прогноз существенно выше оценок 2020 г. – тогда большинство респондентов BCG называли диапазон $40–60. За год доля инвесторов, считающих, что для компаний отрасли важно сохранить или увеличить выплаты акционерам, выросла: вариант ответа «скорее важно» выбрали сейчас 52% опрошенных против 47% в 2020 г., «чрезвычайно важно» – 30% против 21%.

В отношении газа инвесторы настроены еще более оптимистично: 49% (или 85% с учетом ответивших «скорее согласен») уверены в том, что он будет играть критически важную роль при энергопереходе в качестве промежуточного звена между традиционной энергетикой и возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ). Примерно такое же представление о роли газа перед Новым годом согласовали и чиновники Еврокомиссии: в новой схеме регулирования, предложенной странам – членам ЕС, газовая и атомная энергетика признаны зелеными для целей энергоперехода (впрочем, к такой генерации выдвинут ряд дополнительных требований).

Около 60% опрошенных BCG инвесторов считают, что пик спроса на нефть будет пройден к 2030 г. Но только 30% полагают, что до 2030 г. доля акций нефтегазовых компаний в их портфелях будет расти. При этом большая часть (60%) инвесторов признались, что уже сегодня испытывают давление со стороны клиентов, которые призывают их отказаться от вложений в проекты, связанные с ископаемыми видами топлива, «на фоне набирающей обороты зеленой повестки».

Согласно выводам BCG, инвесторы ждут от нефтегазовой отрасли четких планов сокращения выбросов парниковых газов, а также ясной стратегии энергоперехода на более экологичные энергоносители. И эта тенденция усиливается. Сейчас уже 39% инвесторов закладывают климатический риск в оценки стоимости нефтегазовых компаний, еще 40% намерены последовать этому примеру.

С учетом усиливающихся экологических требований инвесторы рекомендуют устанавливать и соблюдать цели по сокращению выбросов парниковых газов, инвестировать в экологически чистые источники энергии, а также устанавливать межотраслевые стандарты целевых уровней выбросов. Но для инвестсообщества пока менее очевиден потенциал вложений в такие новые технологии, как улавливание и хранение углерода (CCS) и производство водорода. По мнению респондентов BCG, нефтегазовым компаниям, которые решат наращивать инвестиции в этих областях, придется активнее убеждать инвесторов в полезности подобных шагов.

Цены на нефть крайне волатильны и подвержены влиянию ряда непрогнозируемых факторов, сказал «Ведомостям» директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков. Но равновесные цены (учитывающие себестоимость добычи, необходимый уровень капзатрат на ее поддержание и рентабельность) в 2022–2024 гг., вероятно, будут выше $60 за баррель Brent, считает он. По словам эксперта, это обусловлено недостатком инвестиций в добычу в последние годы, ростом инфляции и ожидаемым ростом процентных ставок в мире.

По оценке Fitch, средний уровень цен на нефть в 2022 г. составит порядка $70 за баррель, в 2023 г. – $60. Но цена на нефть – вопрос не только спроса, но и политики ОПЕК+, а также динамики добычи в других странах, прежде всего в США, подчеркивает директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам Fitch Дмитрий Маринченко. На 11 января цена нефти Brent составляла около $82 за баррель, следует из данных биржи ICE.

Прогнозы по срокам пикового спроса на нефть Танурков называет «достаточно спекулятивными». Этот пик ожидается уже не один десяток лет, но пока так и не был достигнут, подчеркивает он. Маринченко, напротив, считает, что достижение пика потребления нефти на горизонте 2030 г. «вполне реально». Многие страны, особенно в Европе, планируют постепенно отказываться от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, напоминает эксперт. Но даже если пик наступит позже, во второй половине текущего десятилетия неизбежно замедление роста спроса на нефть, уверен Маринченко.

Маринченко также напоминает, что практически все крупные европейские нефтегазовые компании планируют снижать объем инвестиций в нефтяной сектор и наращивать вложения в ВИЭ. Это в конечном счете, по его мнению, может привести к недоинвестированию отрасли и росту цен на нефть.

Сегодня более 110 стран объявили о планах достижения нулевого уровня выбросов парниковых газов к 2050 г., включая США, Великобританию, Японию, Республику Корею и страны ЕС. Китай и РФ заявили о планах достичь углеродной нейтральности к 2060 г. По итогам 26-й конференции ООН об изменении климата (COP26) в Глазго, которая состоялась в ноябре 2021 г., около 80% стран мира взяли на себя обязательства по достижению углеродной нейтральности к конкретному сроку.

Инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов отметил, что российские нефтяные компании уделяют внимание теме углеродной нейтральности. «Компании нефтегазового сектора публичные, их акции торгуются на биржах, в их проектах участвуют иностранные инвесторы. Поэтому они стремятся соответствовать актуальной «зеленой повестке», – подчеркнул эксперт. Например, «Роснефть» реализует проект «Восток ойл» с низким углеродным следом, напомнил он. За счет применения ветрогенерации для энергообеспечения объекта и утилизации попутного нефтяного газа, этот показатель у проекта будет на 75% ниже, чем у других новых крупных месторождений в мире, сообщала компания. Кроме того, «Роснефть» ставит перед собой цель достичь углеродной нейтральности к 2050 г. по выбросам областей охвата 1 и 2 (прямых и косвенных энергетических выбросов), говорится в стратегии развития до 2030 г., которую совет директоров одобрил в декабре 2021 г.

«Газпром» пока изучает цели по достижению углеродной нейтральности компании к 2050 г., говорил в мае 2021 г. зампред правления Олег Аксютин. По его словам, проработка всех сценариев устойчивого развития завершится в мае 2022 г.

В «Газпроме», «Новатэке», «Роснефти», «Лукойле», «Татнефти», «Сургутнефтегазе», «Газпром нефти», «Зарубежнефти» не ответили на запрос «Ведомостей» на момент сдачи номера.