Британская JCB подала две заявки на СПИК в России

Российские машиностроители видят в этом угрозу своим проектам
Евгений Разумный / Ведомости
Евгений Разумный / Ведомости

Компания JCB, производитель дорожной и строительной техники, подала две заявки на регистрацию технологий, чтобы в перспективе получить возможность подписать специнвестконтракты (СПИК) на сборку спецтехники. Об этом журналистам сообщил представитель Минпромторга. Речь идет о производстве экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков.

«Мы заинтересованы в создании современных производств в России и поддерживаем такие решения. Конечно, то, с кем в итоге будут заключены СПИК, зависит от результата конкурса, его могут выиграть другие – как российские, так и иностранные производители», – передал «Ведомостям» через представителя глава Минпромторга Денис Мантуров.

СПИК – это рамочный инструмент, гарантирующий компании неухудшение условий ведения бизнеса в РФ на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации производства. Он же является основным критерием подтверждения того, что продукция сделана в России. Срок действия специнвестконтрактов, заключаемых до 2019 г. (СПИК 1.0), составлял 10 лет, затем их продлили до 15–20 лет в зависимости от объема вложений.

Ассоциация «Росспецмаш» (лобби российских производителей сельхоз- и спецтехники) 30 сентября 2021 г. направила Мантурову письмо с просьбой не давать JCB таких преференций («Ведомости» подробно писали об этом 6 октября). Письмо написал председатель совета директоров ассоциации и совладелец комбайнового завода «Ростсельмаш» Константин Бабкин. По его мнению, заключение СПИК с JCB может «значительно изменить правила игры на рынке». «Росспецмаш» предполагал, что выигравший конкурс иностранный концерн вместо инвестиций в локализацию, подготовку конструкторов, инженерных и научных кадров направит средства в продвижение своей продукции на российском рынке.

По данным комитета дорожно-строительной и спецтехники Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи экскаваторов-погрузчиков в России по итогам трех кварталов 2021 г. выросли на 46% к тому же периоду 2020 г. – до 3679 единиц. Ключевые производители – иностранные JCB, Caterpillar, Komatsu, Mecalac и российские ОМГ СДМ, ЕлАЗ и ЧЛМЗ. Статистику продаж по телескопическим погрузчикам АЕБ не приводит. По оценке «Росспецмаша», годовой объем потребления телескопических погрузчиков в России составляет 2000 шт., практически весь спрос закрывается импортом. В частности, техникой Manitou, Weidemann, Bobcat, Caterpillar, CNH и JCB. Из российских производителей в этом сегменте представлена ОМГ СДМ.

«Проведение конкурса на право заключения СПИК по производству экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков, локализацию двигателя приведет к тому, что иностранная компания будет освобождена от необходимости выполнять требования постановления правительства № 719 (регламентирует требования по локализации техники в РФ. – «Ведомости»), но получит доступ ко всем программам господдержки», – сказал «Ведомостям» владелец и гендиректор Объединенной машиностроительной группы (ОМГ) Дмитрий Стрежнев.

Это неизбежно приведет к снижению объемов продаж других участников рынка – в первую очередь отечественных производителей, также станет нецелесообразно создавать и развивать в России производство дорожно-строительной техники (ДСТ), писал в сентябре Бабкин.

Российские же компании, которые уже инвестировали в производство компонентов или планировали начать реализацию проектов по импортозамещению в данных сегментах, в сложившихся неравных условиях конкуренции будут вынуждены пересмотреть свои инвестиционные планы или вовсе свернуть отдельные проекты, понеся серьезные убытки, считает Стрежнев. Сама ОМГ производит экскаваторы-погрузчики с 2013 г., а в 2021 г. начала делать и телескопические погрузчики. Компания использует российский двигатель, ходовую, кабину и металлоконструкции стрелы.

В конце сентября 2021 г. «Ростсельмаш» объявил о подготовке к организации производства фронтальных и телескопических погрузчиков и экскаваторов-погрузчиков. Опытные партии планируется выпустить в 2023–2024 гг. Производством займется строящийся тракторный завод в Ростове-на-Дону, где для этих нужд отведут специальный конвейер. Общий объем инвестиций составляет более 6 млрд руб. Собственниками «Ростсельмаша» через холдинг «Новое содружество» являются Константин Бабкин, Юрий Рязанов и Дмитрий Удрас. Компания выпускает 24 типа техники.

ОМГ вместе с «Росспецмашем» предлагает уточнить реализацию механизма СПИК в части его корреляции с постановлением 719, в противном случае отрасль может остаться без производства глубоко локализованной продукции, где ее заменят сборочные заводы, подчеркивает Стрежнев.

Представители «Росспецмаша» и АЕБ на вопросы «Ведомостей» не ответили. Представитель JCB отметил, что пока сроки рассмотрения заявок компании в Минпромторге неизвестны, а список технологий для локализации в России не утвержден.

Сейчас российские клиенты отдают предпочтение дорожно-строительной технике иностранного производства, следует из данных «ВТБ лизинга». Если результатом льгот станет снижение конечной цены для потребителя, доля JCB будет только расти, говорил «Ведомостям» в октябре начальник управления развития бизнеса автолизинга ГК «ВТБ лизинг» Вячеслав Михайлов. По данным компании, в топ-5 самых продаваемых брендов входят JCB (доля 10%), SDLG (7%), XCMG, Komatsu и LiuGong (по 5%). Совокупно эти марки занимают 32% от общего количества техники, которую компания передала своим клиентам в лизинг в 2021 г.

JCB уже является лидером на рынке экскаваторов-погрузчиков и одним из лидеров на рынке телескопических погрузчиков и при реализации СПИК существует потенциал значительного увеличения доли рынка за счет снижения себестоимости, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Фактически компания закрепит лидирующее положение на рынке и доля российских производителей сократится, сказал он «Ведомостям».