ФАС, Минэк и Минпромторг раскритиковали законопроект по переделу рынка рыбы и крабов
Росрыболовство обещает 200 млрд рублей доходов в бюджетФедеральная антимонопольная служба (ФАС), Минэкономразвития, Минпромторг, Минфин и другие ведомства подготовили замечания к законопроекту о распределении квот на добычу водных биоресурсов. Законопроект предложил Минсельхоз: он предполагает в 2023 г. распределить среди пользователей 20% общего допустимого улова минтая и сельди на Дальнем Востоке в обмен на инвестиции (рыбопромысловые суда и перерабатывающие комплексы), а также разыграть на аукционах 50% квот на добычу крабов и 100% — на вылов морских ежей, гребешков, трубачей и трепангов.
Ведомства указывают, что проект недоработан. Например, Минэкономразвития просит объяснить необходимость реализации квот на моллюсков, а также уточнить, какие инвестиционные проекты должны быть реализованы по этому биоресурсу. Минфину же необходим детальный расчет доходов бюджета, Минпромторг требует дополнительно обосновать некоторые положения проекта. В связи с этим они предлагают доработать проект. «Ведомости» ознакомились с копиями этих обращений, представитель Минсельхоза подтвердил их получение.
ФАС, в свою очередь, указывает на риски для конкуренции: cтоль масштабное перераспределение может привести к сосредоточению в одних руках большого объема ресурсов, говорится в письме ведомства. Поэтому она предлагает ввести предельный размер долей квот водных биоресурсов, который может быть закреплен за одной компанией или группой. А для тех, кто в результате перераспределения может превысить предел, доступ к аукционам должен быть ограничен, указано в письме. Предельный размер в отношении квот на добычу рыбы, крабов и моллюсков по итогам всех этапов составит 50%, сообщает ФАС. Представитель ФАС лишь сообщил, что служба направила предложения по законопроекту, но не уточнил детали.
Ведомства поддерживает и бизнес. Замечания Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) совпадают с позициями ведомств, говорит ее президент Герман Зверев. Разыгрывать права на добычу моллюсков нецелесообразно и правительство не ставило такой задачи, замечает он. Крабовые аукционы нужно проводить не раньше 2033 г., когда истекут сроки действующих договоров. Иначе экономика участников аукционов не выдержит нового изъятия квот: за счет исторической части они окупают текущие инвестиционные проекты. А вот распределение квот на рыбу на Дальнем Востоке (10% под строительство рыбопереработки с холодильными мощностями и 10% под строительство судов) он поддерживает: именно такую концепцию сама ассоциация предлагала в начале года. Замечания не носят принципиальный характер, говорит представитель Росрыболовства. После внесения корректировок документ будет направлен в правительство, добавил он. Представитель Минэкономразвития тоже сообщил, что замечания ведомства «носят процедурный характер».
В самых крупных по объему добычи биоресурсах (минтай и сельдь) доли отдельных групп компаний пока еще далеки от 50%, говорит замдиректора УК «Норебо» Сергей Сенников на замечания о рисках для конкуренции. В разных районах промысла работают десятки добытчиков. Источник еще в одной компании говорит, что пока это ограничение выглядит наиболее актуальным для крабов: этот рынок уже поделен между несколькими крупными группами, а новые игроки из-за высокой стоимости лотов там вряд ли появятся. Поэтому по итогам аукционов доля каких-то компаний может достичь и 50%. Сейчас крупнейшие владельцы крабовых квот – «Русский краб» Глеба Франка, Северо-Западный рыбопромышленный консорциум (СЗРК) Геннадия Миргородского и Дмитрия Озерского, «Антей управление активами» Игоря Михнова и Аркадия Пинчевского и др. Сенников предполагает, что ограничение актуально и для гребешков, трубачей, морских ежей или трепангов, поскольку объемы добычи этих деликатесов небольшие. В отдельных районах 100% допустимого улова может добывать всего одна компания, рассуждает он.
Не существует конкуренции в районах промысла, это «лишенное смысла понятие», говорит Миргородский из СЗРК. Конкуренцию, по его мнению, надо оценивать на товарных рынках, и у ФАС есть для этого методики. «Если бы такой анализ был проведен, он бы показал, что ни на российском, ни на зарубежных рынках нет ограничения конкуренции либо доминирования поставщиков продукции из отдельных районов промысла. Пока мы видим, что такое предложение ФАС может лишь ограничить уровень конкуренции на аукционах», – говорит Миргородский.
В результате предстоящего этапа в России будет построено примерно по 30 рыбопромысловых судов и краболовов, 8 рыбоперерабатывающих объектов на Дальнем Востоке и т. д., сообщало Росрыболовство. Инвестиции в эти объекты составят 300 млрд руб., а доходы бюджета от аукционов – 200 млрд руб.
Первые 20% инвестиционных квот на рыбу государство разыграло в 2017 г., а первые 50% на крабов – в 2019 г. Остальные распределены по историческому принципу, т. е. они перезакрепляются по истечении срока действия прежних договоров (в последний раз – в 2018 г. на следующие 15 лет). Самыми активными участниками программы инвестиционных квот на добычу рыбы были «Норебо» Виталия Орлова, Русская рыбопромышленная компания Франка и др., а по крабу – его же «Русский краб».