Как закончили год авиакомпании и что ждет их в 2022 году

Цены будут постепенно расти, спрос – смещаться в сторону пунктуальности, а авиакомпании могут вернуться к прибыли
Цены на перелеты по России останутся примерно на уровне 2021 г.
Цены на перелеты по России останутся примерно на уровне 2021 г. / Максим Стулов / Ведомости

Авиаперевозки в 2021 г. все-таки не успели оправиться от кризиса коронавирусного 2020 года. Пассажиропоток всех российских авиакомпаний за 11 месяцев 2021 г. был на 14% ниже, чем в 2019 г., и составляет 102,8 млн пассажиров, сообщила пресс-служба Минтранса. По итогам года министерство ожидает, что будет перевезено 105 млн человек, Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) прогнозирует 107 млн пассажиров. Это на 16–17% ниже, чем в 2019 г., но на 55% больше, чем в прошлом году.

Но реанимация перевозок оказалась очень однобокой: перевозки на внутренних воздушных линиях (ВВЛ) превысили показатели 2019 г. и именно за счет них трафик растет. По данным Росавиации, на ВВЛ в январе – ноябре было перевезено 81,4 млн человек, это 80% всего авиатрафика и на 20% выше допандемийного уровня. В международном сообщении за этот период было перевезено всего 21,4 млн пассажиров, что составляет 41% от уровня 2019 г. В этом году для авиаперелетов открыто уже 79 стран против менее 20 в 2020 г., но закрыты по-прежнему многие высокодоходные рейсы в Европу.

По прогнозу АЭВТ, авиакомпании по итогам 2021 г. получат 70–80 млрд руб. убытка (в 2020 г. убыток составил 197,3 млрд руб.). Большая часть убытка придется на активно летавший ранее за рубеж «Аэрофлот». «Конец года мы рассчитываем, но все равно это будет сокращение убытка, а не прибыль. Это очевидно: у нас слишком была [до пандемии] большая выручка от международных направлений», – говорил гендиректор компании Михаил Полубояринов в интервью «России 24» в августе. Компания впервые в своей новейшей истории выполняла региональные рейсы и открыла хаб в Красноярске. На этом фоне показательным стало резкое падение загрузки у «Аэрофлота»: в мае она снижалась до 68,8%, что стало антирекордом с 2009 г. (без учета 2020 г.).

Из-за перенаправления парка с международных рейсов на ВВЛ авиакомпании вступили в стадию жесткой конкуренции. Весной – летом перевозчики в несколько раз увеличили полетную программу на российские курорты. Авиакомпании также снижают цены на билеты, доходность перевозок падает. По данным Росстата, стоимость перелета в эконом-классе в III квартале 2021 г. была на 11% ниже, чем в 2019 г., и составила 5433 руб. на 1000 км. Выручка на пассажира в этом году составит 10 500 руб. (-5% к 2019 г.) и только в 2022 г. она может восстановиться до допандемийного уровня в 11 025 руб., заявил «Ведомостям» отраслевой эксперт.

Но в 2021 г. ни одна авиакомпания не обанкротилась. Финансовые проблемы были у «Якутии», которая задолжала Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) более 1 млрд руб. Калининградская СКОЛ в июне лишилась 60% парка: Росавиация по требованию ГТЛК запретила ей эксплуатировать 35 воздушных судов из-за долга более чем в 3 млрд руб.

Как считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова, банкротств не произошло, так как изменилась сама структура авиарынка: «Раньше большое количество региональных пассажиров летало трансфером через Москву из-за разнообразия московской маршрутной сети. Сейчас же открыто только три массовых зарубежных направления – это Турция, Египет и Дубай. Региональные перевозчики эффективно летают по этим направлениям, необходимость трансфера в Москве отпала. Поэтому эти авиакомпании и аэропорты в регионах чувствуют себя отлично, а «Аэрофлот» и Московский авиаузел – не очень».

Ключевыми проблемами отрасли в 2022 г. могут стать очередное подорожание авиакеросина, все еще возможное введение QR-кодов (сертификатов о вакцинации от COVID-19) на транспорте, которое Госдума отложила в конце 2021 г., другие ограничения из-за коронавируса и удорожание аэропортовых сборов. Перевозчики будут конкурировать и за субсидии на региональные рейсы – на эту программу выделено 9,3 млрд руб. из бюджета.

Цены на перелеты по России останутся примерно на уровне 2021 г. и в сравнении с показателями 2019 г. все равно будут ниже примерно на 5%, продолжает Сахнова. В перспективе билеты на ВВЛ будут дорожать из-за увеличения предложения на международных направлениях (переориентации части парка) и удорожания керосина, добавляет эксперт. На международных рейсах цены снизятся до 25% к 2021 г., но вырастут на 10% к 2019 г., считает аналитик.

По прогнозу Bain & Company, совокупный пассажиропоток вырастет примерно на 10% к 2021 г. и составит около 120 млн человек. «В перспективе по мере восстановления международного трафика доля внутренних линий будет сокращаться и в 2022 г. может составить 60%», – говорит младший партнер Bain Сергей Зайцев. По оценке консалтинговой компании, сегодня доля внутренних авиаперевозок близка к 70%, тогда как в 2019 г. она составляла 45%.

По прогнозу Сахновой, в 2022 г. пассажиропоток превысит уровень 2019 г. на 4% и составит 134 млн пассажиров: «А если не появится новых штаммов коронавируса после омикрона, то пассажиропоток может вырасти и на 10% к 2019 г., согласно нашему оптимистичному сценарию, учитывающему наличие большого отложенного спроса». Внутренние перевозки все еще будут преобладать над международными, но последние покажут двукратный рост за счет открытия международных направлений. По прогнозу «ВТБ капитала», авиаотрасль и «Аэрофлот» будут прибыльными уже в 2022 г.

По сервису авиакомпании будут смещаться из премиальной в более доступную категорию с минимальными количеством услуг и уровнем комфорта, добавляет Сахнова. «В условиях ограниченного роста доходов населения предъявляется спрос на безопасную и пунктуальную перевозку, нежели на комфортную», – заключает эксперт.