Государство готово платить только за часть вывозных рейсов из Турции и Танзании

Минтранс объяснил, почему компенсации авиакомпаниям упали до 100 млн рублей
Минтранс компенсирует авиакомпаниям не все расходы, а только их часть, которая превышает размер полученной от этих рейсов выручки
Минтранс компенсирует авиакомпаниям не все расходы, а только их часть, которая превышает размер полученной от этих рейсов выручки / Валерий Матыцин / ТАСС

Минтранс объяснил причину, по которой правительство резко снизило объем компенсаций авиакомпаниям за вывоз туристов весной и летом из закрытых тогда Турции и Танзании. Объем господдержки в распоряжении правительства был снижен до 100 млн руб. с первоначально рассчитанных 350 млн руб.

Как пояснил «Ведомостям» представитель Минтранса, сумма в 350 млн руб. была рассчитана из оценки затрат на вывоз порядка 36 000 пассажиров по реализованным авиакомпаниями авиабилетам. Но затем авиакомпании дали Росавиации информацию о том, что «основную часть россиян вывезли на чартерных рейсах на самолетах, арендуемых туроператорами при формировании туристского продукта», сообщил собеседник. Поэтому, по мнению министерства, к декабрю «значительная часть авиакомпаний» уже смогла компенсировать свои расходы. «В итоге Росавиация выступила с предложением сократить объем субсидий под реальный оставшийся некомпенсированный объем затрат», – объяснил представитель Минтранса.

В итоге Минтранс снизил количество авиапассажиров, перевозку которых должны покрыть компенсации, с 36 000 до 15 000. «Ведомости» направили запрос в Росавиацию.

Авиасообщение с Турцией и Танзанией было приостановлено 15 апреля из-за ухудшения там ситуации с заболеваемостью коронавирусом. Турцию вновь открыли 22 июня, Танзания еще закрыта – до 1 февраля 2022 г. Всего, по оценкам Росавиации, было вывезено около 100 000 россиян, из которых почти 70 000 организованных туристов. По данным Ростуризма, организованных туристов, вернувшихся в Россию, было 46 400 человек.

Минтранс компенсирует авиакомпаниям не все расходы, а только их часть, которая превышает размер полученной от этих рейсов выручки, согласно утвержденным в ноябре правилам распределения субсидий. Источники «Ведомостей» в трех авиакомпаниях сообщили, что перевозчики пока не получали компенсаций. Поддержку ожидают до конца 2021 г., уточнил один из них. «Фактически Минтранс компенсирует расходы, возникшие из-за необходимости направлять пустые самолеты в направлении «туда». Обратно они уже летели с пассажирами», – пояснил собеседник.

В мае правительство выделило также 1 млрд руб. через Ростуризм на компенсацию туроператорам, пострадавшим из-за закрытия Турции и Танзании. Представитель Tez Tour сообщил «Ведомостям», что компания получила компенсации, отказавшись от дальнейших комментариев.

575,8 млн руб. субсидий перечислены 17 туроператорам, в ближайшее время будут заключены соглашения и перечислены 111,6 млн руб. еще четырем туроператорам, говорит представитель Ростуризма. «Субсидия покрывает только фактически понесенные затраты туроператора», – сообщил он. По его словам, авиакомпании не могли получить субсидии от Ростуризма, так как к моменту подачи заявки на компенсации туроператоры уже выплатили перевозчикам средства за осуществление вывозных рейсов. Из-за закрытия двух направлений в апреле авиакомпании всего недосчитались 30–40 млрд руб. выручки, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Она уточняет, что информации по количеству выполненных чартерных рейсов в рамках турпродукта и обычных вывозных рейсов регулярных перевозчиков нет. «Поэтому довольно сложно оценить, хватит ли 100 млн руб. на оставшиеся компенсации», – сказала Сахнова.

«Уральские авиалинии» объем недополученной выручки весной оценивали в 150–200 млн руб., гендиректор «Победы» Андрей Калмыков говорил в августе РБК об 1 млрд руб. Представитель Red Wings сообщил «Ведомостям», что компания весной выполнила 15 вывозных рейсов из Антальи. «Было перевезено примерно 3000 пассажиров. Расходы авиакомпании на перегон пустых лайнеров из России в Турцию составили около 15 млн руб.», – сообщил он. Представитель S7 заявил, что авиакомпания «в формате регулярной программы» с 15 апреля до 31 мая выполнила 24 рейса из Турции, вернув более 4000 человек. Компенсацию S7 пока не получила.

Вывозные рейсы выполняли также «Аэрофлот», Utair, Nordwind, Azur Air, а также турецкие Turkish Airlines и Pegasus. Перевозчики не ответили на запросы.

Большую часть туристов вывезли авиакомпании, аффилированные с туроператорами, сказал «Ведомостям» гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. «По Турции и Танзании 90% пассажиропотока обеспечивают чартеры, 70% приходится на компании, связанные с туроператорами. Это Nordwind и Pegas Fly, выполняющие рейсы для Pegas Touristik, Royal Flight – для Coral Travel, iFly Airlines – для Tez Tour и Azur Air – для Anex Tour. Поэтому эти перевозчики уже получили компенсации из выделенного Ростуризмом 1 млрд руб.», – полагает Ланецкий. Эти авиакомпании «компенсировали» потери после возобновления рейсов в Турцию на фоне большого спроса и пассажиропотока, говорит он. Больше всего от пересмотра объема поддержки Минтрансом пострадают независимые перевозчики, например «Победа», Red Wings или NordStar, добавляет Ланецкий.

«Ведомости» направили запросы представителям указанных ­туроператоров.

Младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова полагает, что туроператоры могли перечислить своим партнерским авиакомпаниям субсидии «в рамках расчетов за перевозку в составе турпродукта». «Трафик в Танзанию и Турцию во многом носит характер организованного туризма, в рамках которого перевозка оплачивается потребителем в составе тура», – ­заметила она.