Государство готово платить только за часть вывозных рейсов из Турции и Танзании
Минтранс объяснил, почему компенсации авиакомпаниям упали до 100 млн рублейМинтранс объяснил причину, по которой правительство резко снизило объем компенсаций авиакомпаниям за вывоз туристов весной и летом из закрытых тогда Турции и Танзании. Объем господдержки в распоряжении правительства был снижен до 100 млн руб. с первоначально рассчитанных 350 млн руб.
Как пояснил «Ведомостям» представитель Минтранса, сумма в 350 млн руб. была рассчитана из оценки затрат на вывоз порядка 36 000 пассажиров по реализованным авиакомпаниями авиабилетам. Но затем авиакомпании дали Росавиации информацию о том, что «основную часть россиян вывезли на чартерных рейсах на самолетах, арендуемых туроператорами при формировании туристского продукта», сообщил собеседник. Поэтому, по мнению министерства, к декабрю «значительная часть авиакомпаний» уже смогла компенсировать свои расходы. «В итоге Росавиация выступила с предложением сократить объем субсидий под реальный оставшийся некомпенсированный объем затрат», – объяснил представитель Минтранса.
В итоге Минтранс снизил количество авиапассажиров, перевозку которых должны покрыть компенсации, с 36 000 до 15 000. «Ведомости» направили запрос в Росавиацию.
Авиасообщение с Турцией и Танзанией было приостановлено 15 апреля из-за ухудшения там ситуации с заболеваемостью коронавирусом. Турцию вновь открыли 22 июня, Танзания еще закрыта – до 1 февраля 2022 г. Всего, по оценкам Росавиации, было вывезено около 100 000 россиян, из которых почти 70 000 организованных туристов. По данным Ростуризма, организованных туристов, вернувшихся в Россию, было 46 400 человек.
Минтранс компенсирует авиакомпаниям не все расходы, а только их часть, которая превышает размер полученной от этих рейсов выручки, согласно утвержденным в ноябре правилам распределения субсидий. Источники «Ведомостей» в трех авиакомпаниях сообщили, что перевозчики пока не получали компенсаций. Поддержку ожидают до конца 2021 г., уточнил один из них. «Фактически Минтранс компенсирует расходы, возникшие из-за необходимости направлять пустые самолеты в направлении «туда». Обратно они уже летели с пассажирами», – пояснил собеседник.
В мае правительство выделило также 1 млрд руб. через Ростуризм на компенсацию туроператорам, пострадавшим из-за закрытия Турции и Танзании. Представитель Tez Tour сообщил «Ведомостям», что компания получила компенсации, отказавшись от дальнейших комментариев.
575,8 млн руб. субсидий перечислены 17 туроператорам, в ближайшее время будут заключены соглашения и перечислены 111,6 млн руб. еще четырем туроператорам, говорит представитель Ростуризма. «Субсидия покрывает только фактически понесенные затраты туроператора», – сообщил он. По его словам, авиакомпании не могли получить субсидии от Ростуризма, так как к моменту подачи заявки на компенсации туроператоры уже выплатили перевозчикам средства за осуществление вывозных рейсов. Из-за закрытия двух направлений в апреле авиакомпании всего недосчитались 30–40 млрд руб. выручки, говорит аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Она уточняет, что информации по количеству выполненных чартерных рейсов в рамках турпродукта и обычных вывозных рейсов регулярных перевозчиков нет. «Поэтому довольно сложно оценить, хватит ли 100 млн руб. на оставшиеся компенсации», – сказала Сахнова.
«Уральские авиалинии» объем недополученной выручки весной оценивали в 150–200 млн руб., гендиректор «Победы» Андрей Калмыков говорил в августе РБК об 1 млрд руб. Представитель Red Wings сообщил «Ведомостям», что компания весной выполнила 15 вывозных рейсов из Антальи. «Было перевезено примерно 3000 пассажиров. Расходы авиакомпании на перегон пустых лайнеров из России в Турцию составили около 15 млн руб.», – сообщил он. Представитель S7 заявил, что авиакомпания «в формате регулярной программы» с 15 апреля до 31 мая выполнила 24 рейса из Турции, вернув более 4000 человек. Компенсацию S7 пока не получила.
Большую часть туристов вывезли авиакомпании, аффилированные с туроператорами, сказал «Ведомостям» гендиректор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. «По Турции и Танзании 90% пассажиропотока обеспечивают чартеры, 70% приходится на компании, связанные с туроператорами. Это Nordwind и Pegas Fly, выполняющие рейсы для Pegas Touristik, Royal Flight – для Coral Travel, iFly Airlines – для Tez Tour и Azur Air – для Anex Tour. Поэтому эти перевозчики уже получили компенсации из выделенного Ростуризмом 1 млрд руб.», – полагает Ланецкий. Эти авиакомпании «компенсировали» потери после возобновления рейсов в Турцию на фоне большого спроса и пассажиропотока, говорит он. Больше всего от пересмотра объема поддержки Минтрансом пострадают независимые перевозчики, например «Победа», Red Wings или NordStar, добавляет Ланецкий.
«Ведомости» направили запросы представителям указанных туроператоров.
Младший директор корпоративных рейтингов НРА Алла Юрова полагает, что туроператоры могли перечислить своим партнерским авиакомпаниям субсидии «в рамках расчетов за перевозку в составе турпродукта». «Трафик в Танзанию и Турцию во многом носит характер организованного туризма, в рамках которого перевозка оплачивается потребителем в составе тура», – заметила она.