Германские железные дороги стали чаще опаздывать
Это ставит под угрозу экономическое восстановление страны после пандемииНемецкая транспортная госкомпания Deutsche Bahn (DB) в отчете за январь – июнь 2021 г. признала рост систематических опозданий грузовых поездов в сравнении с первым полугодием 2020 г. За отчетный период только 71% грузовых поездов в Германии прибывали вовремя по сравнению с 80% за аналогичный период 2020 г. Заторы грузовых поездов и задержки их прибытия, согласно данным Сети европейских железных дорог, наиболее остро фиксируются в земле Северный Рейн – Вестфалия и вдоль долины Рейна, в районе Дуйсбурга, где расположены крупнейшие сталелитейные заводы Евросоюза, управляемые Thyssenkrupp.
Как сообщила Financial Times (FT) со ссылкой на источники, немецкие промышленные компании, включая Volkswagen и производителя стали Saarstahl, уже страдают от сбоев DB, обеспечивающей большую часть перевозок железной руды, коксующегося угля и листовой стали. По данным собеседников газеты, причина создавшегося положения – масштабные инженерные работы при модернизации железных дорог, а также нехватка машинистов и подвижного состава. На этом фоне DB отдает приоритет в расписании пассажирским поездам, что усугубляет ситуацию в грузоперевозках.
В итоге из-за угрозы нарушения цепочки поставок крупные логистические компании решили перевести перевозку ключевых грузов на автотранспорт. Это противоречит планам новой правящей коалиции во главе с канцлером Олафом Шольцем увеличить долю железнодорожных грузоперевозок с нынешних 18 до 25% в 2030 г. в борьбе за снижение выбросов парниковых газов от автотранспорта (в ФРГ электрифицировано около 60% железных дорог).
В полугодовом отчете DB причинами «снижения пунктуальности DB Cargo» (грузовое подразделение DB) названы «суровая зима» 2020/21 г., увеличение строительства новой инфраструктуры, рост загруженности сети на фоне коронавирусных ограничений (для грузоперевозок DB признает сбоем в пунктуальности опоздание на 16 минут и более). «Дальнейшие ограничения пропускной способности возникли в июне 2021 г. из-за повреждения инфраструктуры в результате сильного дождя на сортировочной станции Мюнхен-Север», – сообщается в отчете. Также в число факторов, нарушивших динамику грузоперевозок, включены последствия наводнений и оползня в долине Рейна.
Объемы грузоперевозок DB Cargo в первом полугодии 2021 г. выросли до 115,1 млн т (в январе – июне 2020 г. – 103 млн т), но так и не вышли на уровень первого полугодия допандемийного 2019 года в 122 млн т. Выручка DB Cargo за первое полугодие 2021 г. выросла до 2,29 млрд евро по сравнению с 1,9 млрд евро в январе – июне 2020 г. и даже превзошла показатель первого полугодия 2019 г. в 2,27 млрд евро. При этом операционные убытки DB Cargo составили в первом полугодии 2021 г. 975 млн евро.
Как сообщает FT со ссылкой на документ, лоббистская группа логистического бизнеса NEE обратилась к правительству с жалобой на DB, приведя в пример неудовлетворительную работу ее транспортного оператора DB Netz, допустившего восьмичасовую задержку грузовых поездов на участке между голландским Венло и южногерманским Келем. В обращении говорится, что монополия рискует «нанести ущерб доверию» железнодорожным перевозкам и «создает для грузовых железных дорог огромное количество проблем, которые требуют быстрых и последовательных действий». Федерация немецкой промышленности (BDI) уже провела экстренную закрытую встречу для обсуждения ситуации с узкими местами в железнодорожных перевозках.
Как сообщил «Ведомостям» источник в международной логистической компании, в Северо-Западной Европе наблюдается падение надежности перевозок, связанное с ситуацией в крупных портах. Так что на опоздания на железных дорогах ФРГ может влиять и нерегулярный поток грузов из портов, который сейчас идет «всплесками». На крупных узловых станциях северо-запада Германии неритмичность прихода и разгрузки судов вызывает «пики» одновременной подачи в порты вагонов, скапливающихся в итоге в заторы, поясняет он. Ситуация в железнодорожных перевозках ФРГ – часть глобального транспортного кризиса и винить в ней только DB было бы излишне, полагает источник «Ведомостей».
«Сейчас серьезные сбои в логистике характерны для всего мира, Европа тут не исключение. Наиболее болезненно это воспринимается в тех странах, где транспорт был предельно приспособлен к запросам клиента и максимально выстроен под стабильную доковидную экономику», – поясняет замгендиректора Института проблем естественных монополий Олег Трудов. «Например, принцип доставки «точно в срок» позволял клиенту снизить количество складских помещений до минимума. Любые сбои в логистике приводят к производственным сбоям, которые увеличивают количество экстренных поставок, негативно влияют на ритмичность работы транспорта, – поясняет эксперт. – Как только начались логистические сбои по всему миру и добавились ковидные ограничения, система, заточенная на гибкость под клиента, оказалась крайне неустойчивой. DB, как и многие другие, перестраивается под новые реалии. Чтобы нивелировать последствия таких сбоев, компании требуется запас технологической мощности для повышения стабильности – все это требует ресурсов. Через некоторое время все придет в норму. Год-полтора – и острая фаза глобального транспортного кризиса закончится».
С точки зрения надежности железнодорожных перевозок и соблюдения графика Германия сильно отставала от России, а в 2021 г. ситуация только ухудшилась из-за увеличения объемов ремонта инфраструктуры и подвижного состава, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, показатель соблюдения графика при грузовых перевозках в 71% – уже критически низкий показатель, который не позволяет грузовладельцам эффективно планировать производство.