Новый лоукостер Citrus выбрал российскую систему бронирования
Авиакомпания будет работать через ОРС Виталия ВанцеваАвиакомпания-лоукостер Citrus группы S7, которая запустит первые рейсы летом 2022 г., выбрала систему бронирования авиабилетов. Это российская ОРС («Онлайн резервейшн систем», ранее продукт назывался ТАИС PSS), мажоритарным акционером которой является совладелец аэропорта «Внуково» и авиакомпании «Азимут» Виталий Ванцев. Об этом «Ведомостям» рассказали представитель S7 и гендиректор ОРС Александр Сизинцев.
Продажи билетов Citrus планирует открыть весной 2022 г., сообщала ранее совладелица и гендиректор S7 Group Татьяна Филева.
«Citrus выбрала ОРС по итогам тендера. В конкурсе участвовали как зарубежные, так и российские системы бронирования», – сказала представитель S7 Тамара Никифорова. Она объяснила выбор тем, что ОРС соответствует планам и потребностям лоукостера.
ОРС – это система обслуживания пассажиров (PSS), которая включает в себя и инвенторную систему, где авиакомпания хранит данные о рейсах, тарифах и провозных емкостях. Через нее проходят и бронирования авиабилетов, это ключевой IT-продукт для авиакомпаний. По данным СПАРК, 100% акций АО «ОРС» владеет «Национальная система бронирования». В этой компании 84% принадлежит Ванцеву через ООО «Развитие систем бронирования», еще 16% – у компании «Технология управления ресурсами», в которой три совладельца – Сизинцев, Андрей Миллер и Александр Спирин.
По словам источника «Ведомостей», знакомого с проведением тендера, в нем приняло участие четыре компании: кроме ОРС это американские Sabre, Navitaire и российская «Сирена трэвел» (аффилирована с «Ростехом»). Но предложения иностранных поставщиков были дороже, чем у ОРС, рассказал собеседник. S7 и ОРС не раскрыли коммерческие условия сделки.
Крупнейшие российские авиакомпании пользуются иностранными системами бронирования: «Аэрофлот» и «Россия» – продуктом Sabre, «Победа» – Navitaire, «Уральские авиалинии» и сама S7 Airlines используют Amadeus. В России есть и вторая локальная разработка – система «Сирена трэвел» (другое название продукта – Leonardo). Ею пользуется 50 авиакомпаний, в том числе Utair, Red Wings, «Аврора». По оценке отраслевого эксперта, Leonardo сегодня занимает около 40% российского рынка, иностранные провайдеры – 50%, а на ОРС приходится 5–8% рынка. Но сейчас ОРС в России использует только «Азимут».
При этом правительство обязало всех перевозчиков локализовать системы бронирования, чтобы обезопасить данные о пассажирах. Срок локализации переносился уже несколько раз, последний раз – на ноябрь 2022 г.
Обе российские системы – ОРС (или ТАИС) и «Сирена трэвел» – родились из советской технологии «Сирена 2». В 2011–2012 гг. Ванцев начал активно инвестировать в ТАИС, в 2012 г. к разработке подключился «Ростех». Для ТАИС было создано паритетное СП «Национальные информационно-расчетные системы» (НИРС) с участием «Росэлектроники» (входит в «Ростех») и структуры «Внуково». Но в марте 2021 г. представитель «Ростеха» заявил, что по итогам сравнения двух платформ приоритет был отдан Leonardo. Компания НИРС по-прежнему существует.
Что такое Citrus
Cities of Russia, или Citrus, – проект лоукост-авиакомпании группы S7 семьи Филевых. Должен начать полеты летом 2022 г. на восьми самолетах Airbus A320neo, к 2024 г. число бортов должно дойти до 24. Количество маршрутов будет увеличиваться с 22 в 2022 г. до 66 в 2024 г., пассажиропоток – с 1 млн до 7,8 млн человек. Объем инвестиций в проект на начальном этапе Филева оценивала в 2,5–3 млрд руб. Базовыми аэропортами станут Омск и Казань, ведутся переговоры и с другими аэропортами.
«Ростех» никогда не участвовал в разработке системы бронирования ТАИС PSS. Они рассматривали такой вариант, но в итоге так и не вошли в проект. НИРС владеет только центром обработки данных. Продукт ТАИС PSS принадлежит компании ОРС», – сообщил «Ведомостям» Ванцев. Он уточнил, что общий объем инвестиций в разработку составит $50 млн, из которых на сегодня уже вложено около $23–24 млн. Представитель «Ростеха» отказался от комментариев.
По словам Сизинцева, в последние 3–4 года система была усовершенствована, был расширен ее функционал и повысилась степень автоматизации. «Любая лоукост-авиакомпания работает по схеме, когда она не только продает перевозку, но и зарабатывает на многочисленных дополнительных услугах. Любой сервис – место в самолете, дополнительный багаж, питание и т. д. – продается дополнительно. Причем на разной стадии путешествия: при продаже, до регистрации, во время регистрации, до начала полета. Архитектура PSS и функционал системы должны соответствовать этим требованиям перевозчика», – говорит он. ОРС сегодня требует гораздо меньше людей для обслуживания, команда разработчиков у нее русскоязычная, а техподдержка локальная, что тоже стало аргументами для Citrus в пользу выбора этого продукта, считает Сизинцев.
Эксперт Центра инфраструктурных проектов НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко полагает, что функционал ТАИС остается достаточно базовым, но этого для Citrus достаточно. «Функционал Navitaire (распространенная платформа бронирования для лоукост-авиакомпаний) избыточен. Он поддерживает кодшеринг, сквозную регистрацию багажа, стыковку. А ТАИС проще, он поддерживает продажу дополнительных услуг или, например, базовый функционал fare family (когда видно все семейство тарифов сразу). Думаю, Citrus могли предложить просто очень выгодную цену», – объяснил эксперт.
К тому же авиакомпании в условиях кризиса стремятся снижать издержки, поэтому все перевозчики работают над прямыми продажами, добавил Крамаренко. «Традиционные затраты на GDS (глобальная распределительная система) очень высоки, – заметил он. – А для несетевых, неальянсовых перевозчиков, которые ни с кем не коннектятся, этого не нужно».