Сети 5G могут принести миллиардные убытки авиации
Но не в РоссииНачало работы сетей связи 5G в США, запланированное на 5 января 2022 г., вызывает тревогу у американских авиакомпаний. Их представители заявляют, что базовые станции вблизи аэропортов могут создавать радиопомехи для бортовой электроники, в частности радиовысотомеров. Американские авиаперевозчики предупреждают, что это может привести к задержкам тысяч рейсов и убыткам до $1,6 млрд в год. Эта информация прозвучала на слушаниях в комитете по торговле в сенате 15 декабря.
Исполнительный директор United Airlines Скотт Кирби заявил, что операторы AT&T и Verizon Communications должны отложить планы по использованию диапазона 3,7–3,98 ГГц для беспроводных услуг 5G. По оценке Кирби, задействование этих номиналов частот может стать причиной отмены или задержки около 4% ежедневных рейсов и парализовать вылеты из 40 крупных аэропортов США в облачную погоду. Исполнительный директор Southwest Airlines Гэри Келли также заявил на слушаниях в сенате, что внедрение нового стандарта сотовой связи приведет к затруднениям в работе авиакомпаний США.
Федеральное управление гражданской авиации (FAA) еще до слушаний выражало обеспокоенность по поводу потенциальных помех 5G для чувствительной авиационной электроники, в частности радиовысотомеров, которые работают на близких частотах (по данным документа FAA, эти приборы используют частоты 4,2–4,4 ГГц). 7 декабря FAA в опубликованных обновленных директивах по летной годности для самолетов и вертолетов предупредила, что помехи от 5G могут привести также к отклонениям от курса. В итоге регулятор предписал по возможности отказываться от маневров, требующих показаний радиовысотомера в зоне работы оборудования 5G.
Ассоциация авиатранспорта США Airlines for America (A4A) заявила в среду, что если бы директива FAA по допустимым маневрам при наличии 5G вступила в силу в 2019 г., то примерно 345 000 пассажирских рейсов, или 32 млн пассажиров, и 5400 грузовых пострадали бы от отмен и задержек. Для грузовых операторов при допандемийном грузопотоке потери бы составили, по подсчетам A4A, $400 млн в год, а пассажиры потеряли бы из-за задержек от переоформления билетов и других причин в совокупности $1,59 млрд.
Американская ассоциация производителей оборудования сотовой связи (CTIA) выпустила заявление, озаглавленное «Безопасность полетов и 5G: ошибочный выбор FAA», где раскритиковала авиакомпании, обвинив их в «нагнетании страха на основе полностью дискредитированной информации и преднамеренном искажении фактов». В CTIA подчеркнули, что 5G безопасен и не создает помех для полетов авиации.
Как сообщает Reuters со ссылкой на источники, в администрации президента Джо Байдена обеспокоены этим непредвиденным препятствием для внедрения 5G и хотят уладить конфликт операторов связи и авиакомпаний. По словам собеседников агентства, директор Национального экономического совета Белого дома Брайан Диз встретился с председателем Федеральной комиссии по связи Джессикой Розенворсел и министром транспорта Питом Буттиджичем по этому вопросу 15 декабря.
«Степень влияния телекоммуникационного оборудования, использующего технологии 5G, на системы воздушного судна требует дальнейшего исследования, – заявил «Ведомостям» гендиректор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. – Даже по влиянию сотовых телефонов GSM на бортовые системы самолета нет консенсуса». Поэтому пассажирам до сих пор рекомендуется не пользоваться мобильной связью и интернетом во время взлетов и посадок – именно тогда используется радиовысотомер, который стал ключевым предметом дискуссии в США между операторами связи и авиакомпаниями. Во время крейсерского полета таких жестких ограничений нет, так как радиовысотомер на таких больших высотах не используется. Отказ от использования радиовысотомера при взлетах и посадках ради бесперебойной работы 5G был бы серьезной ошибкой – это выльется в дорогостоящие простои, а ведь одной из ценностей авиатранспорта является пунктуальность, утверждает Пантелеев. Это повлечет как непосредственные убытки, так и падение доверия клиентов и их отток.
«Следует продолжать проводить испытания влияния 5G-оборудования на системы воздушных судов, – говорит Пантелеев. – И если последние не готовы гарантировать безопасность и надежность работы соответствующих систем самолета, то авиаперевозчикам нужно настаивать на ограничениях работы 5G-оборудования».
Если специалисты выражают обеспокоенность, что помехи могут появиться, то они, скорее всего, смоделировали подобный сценарий, отмечает генеральный директор компании «Лоретт» Владимир Гершензон. «Диапазоны 3,7–3,98 и 4,2–4,4 ГГц близки, и вопрос в мощности передатчика: если источник сигнала 5G будет достаточно сильным, он может сбить работу высотомера, либо, наоборот, высотомер может помешать сигналу 5G», – допускает Гершензон.
«В России для выделения частот под те или иные нужды сначала проводится математическое компьютерное моделирование, а потом натурные испытания, – сообщил «Ведомостям» и. о. генерального директора Научно-исследовательского института радио Олег Иванов. – Это позволяет убедиться в отсутствии помеховых влияний служб друг на друга». По идее, в США должны были проводить аналогичные работы, считает Иванов: «Но были ли они, мы не знаем. Поэтому гипотетически, конечно, можно предположить, что какие-то моменты американские коллеги не учли».
«Российских самолетов [при полетах в США] это тоже может коснуться, так как вся авиация работает в одних полосах», – отметил Иванов.
Непосредственно в России таких рисков нет, потому что частотный диапазон 3,7–3,98 ГГц для 5G не рассматривается, отмечает руководитель НИИ радио.