Количество медицинских сервисов в торговых центрах выросло на 15% за два года
Этому способствовала пандемия коронавирусаВ московских торговых и офисных комплексах растет количество арендаторов, оказывающих те или иные медицинские услуги, сообщили «Ведомостям» представители консалтинговых компаний. Так, по словам старшего директора ритейл-департамента «CBRE Россия» Марины Малахатько, число медицинских центров, офисов лабораторно-диагностических сетей, стоматологических кабинетов, магазинов ортопедической продукции, пунктов вакцинации и т. д. на таких объектах увеличилось на 15% по сравнению с допандемийным периодом – с 800 до 920. Несмотря на то что их доля в структуре арендаторов все еще невелика, так как, как правило, они занимают площади до 800 кв. м, это достаточно существенный прирост, считает она.
Если говорить о мультифункциональных и торговых центрах, а также деловых и жилых массивах, то доля таких объектов выросла с 2 до 4%, подтверждает партнер и руководитель департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Ольга Антонова. Малахатько утверждает, что в США доля медицинских объектов еще выше – за время пандемии она увеличилась до 5%.
Об активности медицинских сервисов говорят и владельцы коммерческих объектов. Директор проектов девелоперской компании ADG Group Ольга Паршикова отмечает, что в структуре арендаторов торговых центров в целом увеличивается доля «альтернативных функций» (услуг и сервисов, включая медицинские). Паршикова также ссылается на прогноз консалтинговой компании PwC, которая считает, что доля таких сервисов к 2030 г. вырастет до 30%.
Площадями в крупных торговых центрах активно интересуются стоматологические кабинеты, а особенно велика конкуренция за место на таких объектах между магазинами оптики и аптеками, рассказал «Ведомостям» главный специалист по аренде региональной коммерческой недвижимости УК «Ташир-М» Борис Слонов. Они могут быть даже более заинтересованными арендаторами, чем традиционная розница, так как в торговых центрах высокий трафик, за которым такие сервисы охотятся, поясняет партнер Deloitte в СНГ Егор Метелкин.
Приходят в торговые центры и медицинские клиники, говорит Слонов. Но, по словам Малахатько, пока таких точек в составе многофункциональных проектов мало, так как подобные здания проектировались без учета нужд таких сервисов. К примеру, у медклиник много требований, связанных с расположением относительно супермаркетов и пунктов продажи алкоголя. Кроме того, медицинская лицензия обязывает обеспечивать в помещениях дневной свет и иметь открывающиеся окна, а это сложно сделать в крупных торговых центрах, уверена директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева. Еще одна причина, по которой операторы клиник опасаются размещаться в торговых центрах, – это то, что их в любой момент могут закрыть на локдаун, добавляет директор по аренде управления недвижимости компании Millhouse Елена Малиновская.
Однако такие точки интересны арендодателям, так как медицинские центры полного спектра – это, как правило, платежеспособный бизнес, так же как и эстетические клиники, отмечает Антонова. По данным Малахатько, уже сейчас концепции некоторых новых торговых проектов учитывают стандартные требования медклиник и в ближайшие два года такие проекты откроются. В частности, в проекте торгового центра в Кузьминках (участок под него был куплен структурой группы ПИК Сергея Гордеева) закладывался вариант, что одним из якорей может стать медцентр – с собственным доступом с первого этажа и с учетом стандартных требований с точки зрения проектирования. По словам Антоновой, ставки аренды для таких объектов могут быть выше на 15–20%, чем у классического ритейла, в силу повышенных расходов на эксплуатацию и планировочных особенностей. Генеральный директор сети клиник «Чайка» Александр Винокуров подтвердил, что снимать помещения «в хороших местах бывает довольно дорого, но в сети хотят, чтобы клиники были расположены удобно для клиентов».
Зато крупные торговые центры любят ритейлеры, торгующие ортопедическими товарами и продукцией для здоровья и сна. 70% всех новых точек «Асконы» приходятся на них, говорит директор по развитию этой компании Максим Бухаров. Он объясняет это высоким трафиком таких объектов и наличием в них арендаторов с дополняющим ассортиментом, например текстилем или смарт-гаджетами для сна. Об этом же говорит и директор по развитию компании «Орматек» (товары для сна) Павел Филькин.
А вот аптечная сеть «36,6» стремится открывать точки в районных торговых центрах, которые расположены внутри жилых кварталов и где якорным арендатором выступают продуктовые ритейлеры, говорит ее директор по недвижимости и развитию Артем Овчинников. Он объясняет это тем, что у таких объектов на данный момент самая прозрачная и устойчивая бизнес-модель, которая будет на рынке востребована в ближайшие 5–10 лет, в отличие от классических торговых центров.
Похожая стратегия у сети «Инвитро», она рассматривает для размещения новых точек скорее бизнес-центры и помещения в шаговой доступности от дома, говорит директор по франчайзингу группы Андрей Кондратюкин. По его словам, у лабораторий и торговых центров не совпадают стратегии: в последние посетители, как правило, приходят для досуга, тогда как лечиться люди предпочитают либо там, где живут, либо там, где работают. Партнер Colliers Анна Никандрова и вовсе считает, что в условиях пандемии такие арендаторы, как прививочные пункты, лаборатории экспресс-тестов ПЦР, полноценные медклиники, могут отталкивать посетителей от шопинга в объектах, где имеется пересечение потоков с потенциальными больными.
После того как в пандемию спрос на лабораторные и медицинские услуги вырос в разы, соответствующие предложения появились в офисах, отмечает коммерческий директор O1 Properties Павел Барбашев. По его словам, такой сервис есть, к примеру, в деловом квартале «Белая площадь» у Белорусского вокзала, там высокая плотность арендаторов и сотрудники многих компаний имеют потребность в командировках, а значит, и в оформлении медицинских документов для них. В составе бизнес-центров достаточно удобно иметь клинику, потому что сотрудники центра являются сразу ее первыми посетителями по корпоративному договору, что надежнее для клиники, чем ждать разрозненных частных клиентов, говорит Малиновская из Millhouse. При этом медицинские центры очень легко могут интегрироваться в существующее офисное здание, так как конфигурация помещения может быть достаточно простой (кабинет – окно, кабинет – окно).
Старший директор отдела офисной недвижимости CBRE Елена Денисова полагает, что присутствие лабораторий в бизнес-центрах будет увеличиваться.
Паршикова из ADG Group считает, что тренд на увеличение количества медицинских учреждений с тем или иным спектром услуг затронет и торговые центры.-