Сделка с «Утконосом» позволит «Ленте» войти в десятку крупнейших продуктовых онлайн-ритейлеров

Но до лидеров рынка ей еще далеко
Покупка «Утконоса» – третья крупная сделка для «Ленты» в этом году
Покупка «Утконоса» – третья крупная сделка для «Ленты» в этом году / Максим Стулов / Ведомости

Lenta-U, объединенное интернет-подразделение «Ленты» и «Утконоса», войдет в десятку крупнейших продуктовых онлайн-ритейлеров России, по данным DataInsight. По словам представителя этой компании, суммарно обе компании занимают в октябре 6% этого рынка в денежном выражении. Для сравнения: лидеры этого сегмента – «Сбермаркет» (16%), «Самокат» и «Вкусвилл» (по 14% у каждого игрока). Данные по другим ритейлерам DataInsight не предоставила, сообщив лишь, что общий объем продаж рынка онлайн-торговли продуктами (без учета маркетплейсов с несрочной доставкой) за весь 2021 год составит 316 млрд руб., это в 2,5 раза больше, чем было в 2020 г. По оценке «Infoline-аналитики», по объему совокупного оборота за девять месяцев 2021 г. «Утконос» занимал 8-е место среди крупнейших онлайн-продавцов и служб доставки продуктов, а «Лента» – 11-е место.

16 декабря «Лента» сообщила о приобретении «Утконоса» за 20 млрд руб. Сделка, которую планируется закрыть в следующем году, будет профинансирована за счет дополнительного выпуска акций «Ленты» и их размещения через закрытую подписку в пользу основного собственника компании – «Севергрупп» Алексея Мордашова (ей же принадлежит и «Утконос»). Это позволит перевести актив от одного юридического лица к другому, не увеличивая долговую нагрузку «Ленты» кредитом на ту же сумму, поясняет старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. Он обращает внимание также на то, что месяцем ранее «Утконос» был докапитализирован основным акционером на 7,1 млрд руб. Он связывает это с тем, что из-за убыточности ритейлера в последние несколько лет подряд у него мог сформироваться отрицательный собственный капитал, при котором совершение сделки было бы невозможно.

Выручка «Утконоса» по итогам 2020 г., по данным «СПАРК-Интерфакса», составила 14,6 млрд руб., при этом компания понесла чистый убыток в размере 3,9 млрд руб. По прогнозу «Infoline-аналитики», оборот компании по итогам этого года составит около 17 млрд руб. с учетом НДС. Выручка «Ленты» по итогам девяти месяцев 2021 г. оценивается агентством в 336,3 млрд руб., по этому показателю компания является четвертым крупнейшим ритейлером в стране после X5 Group, «Магнита» и Mercury Retail («Бристоль» и «Красное & белое»). У «Ленты» 140 супермаркетов и 254 гипермаркета в 89 городах европейской части России.

Lenta-U возглавит генеральный директор «Утконоса» Дэнни Перекальски. По словам сооснователя DataInsight Федора Вирина, это означает, что объединенное руководство делает ставку на модель работы «Утконоса», который предлагает в том числе премиальным покупателям качественный сервис с доставкой полной корзины. Единый сервис будет конкурировать главным образом с «Азбукой вкуса», доставкой «Перекрестка» (Vprok), с «Самокатом» в части доставки больших продуктовых корзин в двухчасовом интервале, а также со «Сбермаркетом» при доставке из Metro и Auchan и маркетплейсами, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Вирин считает, что на полную интеграцию актива у «Ленты» уйдет до двух лет.

Объединение двух компаний давно назревало, считает Бурмистров. Он напоминает, что активы «Утконоса» в Санкт-Петербурге еще летом были переданы в управление «Ленте». При этом эксперт сомневается, что сам бренд «Утконоса» будет сохранен. Он напоминает, что региональная экспансия под этой маркой не планировалась, а сама «Лента» заявляла, что она будет использовать в онлайне более сильный бренд. Вирин согласен, что сохранение обоих брендов – самая слабая часть сделки по слиянию. Что касается убыточности «Утконоса», то, по его мнению, компания будет требовать крупных инвестиций еще много лет. Онлайн-торговля в 2020–2021 гг. перестала быть нишей с легким входом, поясняет он, и в такой ситуации главным критерием является не прибыль, а капитализация и рост доли на рынке, для чего нужны огромные инвестиции в инфраструктуру и маркетинг.

Покупка «Утконоса» – третья крупная сделка для «Ленты» в этом году, ранее ритейлер закрыл сделку по приобретению супермаркетов Billa за 225 млн евро. Летом ритейлер договорился о покупке пермской розничной сети «Семья» за 2,35 млрд руб. Сделка с «Утконосом» укладывается в стратегию «Ленты», говорит эксперт по фондовому рынку «БКС мир инвестиций» Дмитрий Пучкарев. Он объясняет, что так как добиться за три года двукратного увеличения выручки органическим ростом будет практически невозможно, то компания сильно активизировалась на рынке слияний и поглощений.