Минсельхоз предлагает отказаться от ограничений перевалки зерна и рыбы с судна на судно
Это может осложнить логистику и увеличить затраты для бизнесаМинсельхоз предлагает отказаться от идеи ограничивать перегрузку зерна и рыбы с судна на судно (рейдовая перевалка). Об этом «Ведомостям» рассказали два человека, участвующих в обсуждении этого вопроса. Пресс-служба ведомства это подтвердила. Сейчас ко второму чтению в Госдуме готовятся поправки к законопроекту правительства, согласно которому во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне рейдовая перевалка загрязняющих веществ будет разрешена только в специальных перегрузочных районах, закрепленных за морским портом. В первом чтении законопроект был принят в октябре. Районы и список загрязняющих грузов должны быть определены отдельным постановлением. В список регулируемых грузов, который подготовил Минтранс, помимо угля, удобрений, нефти и т. д. попали также скоропортящаяся продукция и зерно.
В начале декабря Минсельхоз получил от Минтранса редакцию поправок ко второму чтению, в которой ограничения по-прежнему распространялись на эти товары, говорит представитель ведомства. В ответ оно предложило дополнить проект положениями, которые бы исключили действие законопроекта на рейдовую перевалку сельскохозяйственной и рыбной продукции, уловов водных биоресурсов и на операции по снабжению рыболовных судов, продолжает собеседник «Ведомостей». Пресс-служба правительства посоветовала обратиться по этому вопросу в Минтранс. Представитель этого ведомства отказался от комментариев, сославшись на то, что законопроект пока проходит согласование. Запрос представителю комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры остался без ответа. По информации президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Германа Зверева, законопроект будет рассмотрен уже в 2022 г.
Рейдовая перевалка зерна не приводит к загрязнению окружающей среды, уверяет представитель Минсельхоза. Она позволяет сельхозтоваропроизводителям напрямую осуществлять экспортные поставки. Также она способствует развитию внутренних водных путей и судоходства, предотвращает износ и перегрузку автомобильной и железнодорожной инфраструктуры в пиковые месяцы зернового сезона, добавляет собеседник «Ведомостей». Такая перевалка в основном используется при отправке грузов через порт Кавказ, говорит гендиректор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько. Через него отгружается в последние несколько сезонов от 9,4 млн до 12,4 млн т, добавляет руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский. Через глубоководные терминалы Новороссийска, Тамани и Туапсе в прошлом сезоне отправлено 21 млн т. Еще до 7,1 млн т составили прямые отгрузки из малых портов Азовского моря. Мощности глубоководных терминалов используются только на 75%, отмечает он. В дальнейшем они будут расти: в этом году группа «Дело» ввела в эксплуатацию новый глубоководный причал зернового терминала КСК, планируется также расширение терминала Первой портовой компании в Туапсе.
По словам Рылько, пока терминалы могут закрыть потребности рынка только теоретически: грузопоток бывает сложно распределить по времени, чтобы максимально быстро удовлетворить потребности покупателей в период большого спроса на российское зерно на мировом рынке. Экспорт порой осложняют и погодные условия, поэтому альтернатива важна, говорит эксперт. Кроме того, рейдовая перевалка оптимальна при отправках груза по реке, а это снимает часть нагрузки на железнодорожный и автомобильный транспорт, добавляет он. По его мнению, ограничения приведут к усложнению ситуации с логистикой и ее удорожанию. Пока не введены заявленные мощности терминалов, следует повременить с ограничениями, считает Рылько.
Рейдовая перевалка и терминалы морских глубоководных портов России существуют параллельно и не конкурируют друг с другом, полагает президент Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Распространение правил законопроекта на рыбу приведет к тому, что, например, во время минтаевой путины промысловое судно вынуждено будет 5–6 раз возвращаться из районов промысла в порт для перегруза продукции, говорит Зверев. По его подсчетам, совокупные потери задействованного во время путины флота (170 судов) могут составить не менее 500 млн руб. А в течение года рыбопромысловым судам придется возвращаться в морские порты для перегрузки более 7500 раз. Он считает необходимым исключить из законопроекта ограничения на перегрузку уловов и рыбопродукции. По его словам, позицию ассоциации уже поддержали комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и комитет Госдумы по аграрным вопросам.