Правительство снова начало обсуждать поддержку газомоторного транспорта
«Газпрому» нужно окупать построенные заправки, которые загружены лишь на третьВице-премьер Юрий Борисов 10 декабря на совещании по диверсификации российских предприятий ОПК и импортозамещению в ТЭКе попросил Минпромторг, Минтранс и Минэнерго подготовить аргументы в пользу расширения мер господдержки рынка газомоторных автомобилей. По его словам, которые передал «Интерфакс», необходимо увеличить субсидии, чтобы выравнять дисбаланс между создаваемой инфраструктурой и потребителями. Борисов отметил, что «Газпром» направляет 35 млрд руб. капвложений в создание инфраструктуры, а автомобилисты, локомотивщики, судостроители отстают.
В 2021 г. есть два типа субсидий для продвижения газомоторной техники и увеличения парка транспортных средств, работающих на газе. Это субсидии на покупку газомоторной техники и на перевод автомобиля на газ. Первую администрирует Минпромторг, ее объем в 2020 и 2021 гг. составил по 3,3 млрд руб. Вторая субсидия в ведении Минэнерго с 2020 г., ее объем – 700 млн руб. в год.
Поддержка транспорта на метане обсуждалась и 3 декабря на совещании с представителями «Газпрома» на «Камазе». Там зампред совета директоров газовой монополии Виктор Зубков заявил, что сейчас газовые заправки «Газпрома» (автомобильные газонаполнительные компрессорные станции, АГНКС) загружены лишь на 34%, нужно масштабировать работу по развитию рынка газомоторного топлива и техники на метане, писал «Интерфакс». По данным топ-менеджера, лишь 27 регионов сегодня имеют право на субсидии из бюджета для создания АГНКС.
По словам Борисова, газомоторный парк в России за три года увеличился с 93 000 до 227 000 машин (данные приводит пресс-служба «Камаза»). Количество АГНКС выросло с 298 до 650 штук. Продажа газомоторного топлива увеличилась с 560 млн до 1,3 млрд куб. м в год. «Наверное, этого недостаточно, нужны дополнительные усилия и государственная помощь», – допустил вице-премьер на совещании на «Камазе».
Для газомоторного топлива используются компримированный (сжатый) природный газ (КПГ) и сжиженный (СПГ). КПГ в основном используется для легкового, легкого коммерческого транспорта, коммунальной техники и общественного транспорта. СПГ позволяет проехать на одной заправке примерно в 2 раза больше (до 1000 км) и используется для магистральных тягачей, тяжелых грузовиков, автобусов большого класса.
Размер субсидий на покупку техники на КПГ и СПГ разный. По данным источника «Ведомостей» в компании автопрома, в последние годы наметился явный перевес в пользу СПГ. Например, сейчас субсидия на автобусы до 10 м длиной на КПГ – 525 000 руб., а на такие же автобусы на СПГ – 1,5 млн руб., на автобусы от 10 до 16 м на КПГ – 980 000 руб., на такие же на СПГ – 2,8 млн руб. Субсидия на приобретение автобуса среднего класса на КПГ снизилась за последние годы почти в 3 раза, отмечает собеседник. По его словам, это не покрывает разницу между дизельной и газовой техникой, в итоге потребитель переходит на дизельную.
Субсидия на КПГ-технику – это критически важное условие для массового охвата рынка, сказал «Ведомостям» представитель группы ГАЗ. По его словам, следует поднять ее до уровня СПГ и расширить финансирование программы. «Из-за нехватки финансирования, которое в этом году закончилось еще в августе, только по технике группы ГАЗ осталось около 1700 газовых машин и автобусов неудовлетворенного спроса. В итоге спрос переходит в сторону более дешевой дизельной техники», – отмечает он. Уравнять субсидии на автотехнику на КПГ и СПГ просил и Зубков в своем письме президенту Владимиру Путину, писал «Коммерсантъ» в сентябре.
Мы всегда выступали за развитие газомоторного транспорта, сказал «Ведомостям» представитель «Камаза». Он отметил, что техника на метане гораздо экологичнее (класс «Евро-6»), а при субсидировании покупки ее экономическая эффективность на 30% выше по сравнению с грузовиками на дизеле. По его словам, сейчас количество СПГ-заправок (так называемых криоАЗС) в стране «в целом достаточное» на всех основных магистралях, кроме М4 «Дон».
Правительство в последнее время делало основной акцент на развитии электрического и даже водородного транспорта. В августе премьер Михаил Мишустин утвердил концепцию по развитию электротранспорта до 2030 г. К этому времени каждый десятый выпускаемый в России автомобиль должен быть электрическим, а число электрозаправок вырастет минимум до 72 000. Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 г., из них более 80% – внебюджетные источники.
Осенью Минпромторг уже начал вводить защиту российских электропроектов в автопроме (по сути, их пока нет). В сентябре были опубликованы проекты расширения программ льготного автокредитования и льготного лизинга на российские электромобили, скидка по ним составит 25%, но не более 625 000 руб.). В октябре РФ заблокировала инициативу о продлении нулевой ввозной пошлины на электромобили в страны ЕАЭС в 2022 г. В ноябре было предложено индексировать утильсбор на импортные новые электромобили почти в 9 раз, на машины старше трех лет – почти в 4 раза с 1 января 2022 г.
Тема с развитием газомоторного топлива началась лет 10 назад, тогда «Газпром» стал ответственным за ее реализацию, сказал «Ведомостям» руководитель группы оценки рисков устойчивого развития АКРА Владимир Горчаков. Но в России по-прежнему меньше 1% автомобилей, использующих газомоторное топливо как основное, говорит он, ссылаясь на данные Росстата. Он предполагает, что субсидии на технику на метане останутся, но вряд ли на это выделят больше денег. По мнению Горчакова, противоречий в продвижении электрического и газомоторного транспорта нет, но если поддерживать лишь одно направление, то Россия отстанет от мировых трендов. Аналитик также отметил, что газомоторное топливо не укладывается в европейскую концепцию углеродной нейтральности.
Минэнерго выступает за увеличение поддержки перевода автомобилей на метан, поручение вице-премьера будет проработано в срок, сказал «Ведомостям» представитель ведомства. Представители Борисова, Минтранса, Минпромторга, компании «Газпром – газомоторное топливо» и группы «Соллерс» на вопросы не ответили.