Рубен Варданян вложился в проект компактных электромобилей «Кама»

Ранее проект развивался при участии «Камаза», но теперь стал отдельным стартапом
Рубен Ваданян поверил в проект компактных электромобилей
Рубен Ваданян поверил в проект компактных электромобилей / Андрей Гордеев / Ведомости

Российский инвестор и предприниматель Рубен Варданян стал совладельцем проекта компактного городского электромобиля «Кама». Об этом «Ведомостям» рассказал через представителя сам Варданян. «Я присоединился к консорциуму инвесторов, поверил в этот проект и поддержал ребят на этапе идеи. Считаю, что его ждет большое будущее», – сказал он.

«Кама» – это проект российского электромобиля на модульной платформе, созданного силами Петербургского политехнического университета и «Камаза». Первый прототип – «Кама-1» был представлен в декабре 2020 г. На презентации проректор Политеха по цифровой трансформации Алексей Боровков говорил, что электромобиль был разработан с нуля за два года на основе технологии цифровых двойников. Позднее гендиректор «Камаза» Сергей Когогин называл возможную стоимость «Камы» – чуть более 1 млн руб. Производство предполагалось запустить на мощностях «Камаза» не ранее 2023–2024 гг.

По словам Варданяна, сейчас это принципиально новый проект с командой, которая сосредоточена на изменении концепции городской мобильности.

Для его реализации 5 августа 2021 г. в Набережных Челнах по адресу дирекции «Камаза» было зарегистрировано АО «Кама» с уставным капиталом 720 млн руб., следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Отраслевая принадлежность компании – производство легковых автомобилей. Учредители не заявлены. Гендиректором «Камы» указан бывший менеджер блока развития перспективных проектов «Камаза» Игорь Поваразднюк.

Когогин в беседе с «Ведомостями» также просил не путать новую «Каму» с прототипом «Кама-1». Разницу между ними он объяснять не стал. Но, по словам источника «Ведомостей», близкого к разработчикам, в новом проекте возможно использование отдельных элементов конструкции и наработок от «Камы-1». По словам Поваразднюка, «Кама» сейчас – это стартап и команда рада получить поддержку таких партнеров, как Когогин и Варданян. «Мы будем наблюдать за развитием и оказывать им содействие по мере необходимости», – добавил Когогин.

Минпромторг не считает возможным комментировать информацию, касающуюся инвестиционных планов независимых юрлиц, сказал «Ведомостям» представитель министерства. Ведомство поддерживает развитие передовых технологий в России, создание производств высокотехнологичной продукции и инвестирование в них, добавил собеседник «Ведомостей».

По данным «Ведомостей», 24 ноября в инновационном центре «Сколково» состоялась презентация проекта «Кама» для инвесторов. На ней были представлены в том числе технические характеристики. Новый электрокар будет 4,4 м в длину, 1,8 м в ширину и 1,66 м в высоту, снаряженная масса – 1690 кг, мощность – 110 кВт (150 л. с.), с передним приводом. Максимальная скорость «Камы» составит 150 км/ч, запас хода на одной зарядке – до 450 км.

Помимо «Камы» в России есть еще один проект компактного городского электрокара – Zetta. Его развивает бизнесмен Денис Щуровский в Тольятти. В сентябре 2020 г. «Ведомости» писали, что запуск производства электрокара Zetta City Modul 1 откладывается на период после 2020 г., из-за того что компания не смогла привлечь необходимое для старта заемное финансирование от Фонда развития промышленности (ФРП) в размере 100 млн руб. ФРП, в свою очередь, настаивал, что его средств для начала выпуска машин недостаточно и компании нужен инвестор, который поверит в рыночные перспективы продукта. В ноябре 2021 г. стало известно о долгах Zetta перед большей частью своих сотрудников, накопившихся с июля общим размером 3,8 млн руб. По данным местных властей, компания погасила эту задолженность 16 ноября.

Изначально предполагалось, что «Кама-1» станет первым рабочим прототипом на универсальной платформе, на которой в дальнейшем будет разработана отечественная линейка электротранспорта, включая коммерческий транспорт и автобусы длиной до 18 м. По данным источника «Ведомостей», близкого к разработчикам платформы «Кама», проект делался в расчете на то, что государство поддержит развитие собственных технологий электротранспорта. Но сейчас, согласно принятой концепции развития электротранспорта, упор делается на локализацию в России иностранных электромобилей. Как отметил источник, так или иначе необходимость в дальнейшей разработке платформы существует.

Согласно концепции, к концу 2024 г. в России планируется выпустить не менее 25 000 электромобилей и запустить в работу 9400 зарядных станций. К 2030 г. каждый десятый выпускаемый автомобиль в России должен быть электрическим. Общий бюджет концепции оценивается в 591 млрд руб. до 2030 г., из них более 80% – внебюджетные источники. В сентябре Минпромторг опубликовал и проекты расширения действия программ льготного автокредитования и лизинга на российские электромобили, скидка по ним составит 25% (но не более 625 000 руб.).

На конец октября продажи новых электрокаров в России увеличились на 118% с начала года до 845 шт., следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это происходит на фоне ожидаемой отмены нулевой импортной пошлины на этот вид машин. Сейчас электрокары ввозятся из-за пределов ЕАЭС, и пошлина на них была снижена с 15 до 0% в мае 2020 г., ставка действует до конца 2021 г. В начале августа Белоруссия предложила ЕЭК продлить до 31 декабря 2023 г. действие нулевой пошлины, но в октябре Россия выступила против. За сохранение нулевой ввозной пошлины выступает и АЕБ.

Правительство будет поддерживать развитие электротранспорта, поскольку очевидно, что и в России будущее за ним, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Несмотря на то что чисто российских производителей в этой области почти нет, оно будет достаточно перспективным, сказал он. Аналитик также напомнил, что Варданян не сторонний человек для одного из участников проекта «Камаза».

Бизнесмен владеет 20% компании «Автоинвест», у которой 23,54% «Камаза», следует из данных «СПАРК-Интерфакса». Другими акционерами «Автоинвеста» являются владелец инвестиционно-промышленной группы Vi Holding Виталий Машицкий (50%) и Сергей Когогин (30%). Крупнейшим акционером «Камаза» является госкорпорация «Ростех» (47,1%), у немецкого автоконцерна Daimler AG 15%.