Основатель Performance Group запускает сервисы по доставке готовых блюд за рубежом

В России сложилась высокая конкуренция на такие услуги, а доходы населения не растут
В последнее время наблюдается тренд на международную экспансию со стороны российских компаний
В последнее время наблюдается тренд на международную экспансию со стороны российских компаний / Performance Group

Артур Зеленый, основатель Performance Group, которая специализируется на производстве и доставке готовой еды и продуктовых наборов, планирует запустить аналогичные сервисы в Великобритании, Германии, США и ОАЭ. Об этом «Ведомостям» рассказал сам бизнесмен и подтвердил один из его партнеров. По словам Зеленого, первый такой проект откроется в Лондоне в марте следующего года. Инвестиции в запуск сервисов только на европейском рынке и в ОАЭ составят около $10 млн. Эти деньги пойдут на маркетинг, аренду помещений, закупку оборудования, зарплату сотрудников и проч., говорит собеседник «Ведомостей». По его словам, в будущем компания рассмотрит вариант привлечения стороннего финансирования для дальнейшего расширения. Она также рассмотрит возможность выхода в Израиль и на азиатский рынок.

Зеленый основал Performance Group в 2015 г., спустя четыре года долю в сервисе приобрела Mail.ru Group (сейчас VK. – «Ведомости»), позже она вошла в «О2О холдинг» – совместное предприятие VK и «Сбера». По итогам 2020 г. компания, по данным «Infoline-аналитики», стала крупнейшим в России сервисом по доставке готовых рационов и наборов для приготовления блюд, обогнав Grow Food. Совокупный оборот компании за 9 месяцев 2021 г. составил 3,89 млрд руб., а ее доля на рынке увеличилась до 31,9% (в конце 2020 г. было 28,3%). По данным самой компании, в 2020 г. она доставила 19,7 млн блюд.

Зеленый говорит, что сервис по доставке готовой еды за рубежом не будет связан непосредственно с Performance Group. По его словам, штаб-квартира новой компании будет находиться в России, а в каждой конкретной стране будет работать отдельная команда.

Выход российского сервиса доставки на зарубежный рынок в данный момент кажется опрошенным «Ведомостями» экспертам логичным. Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отмечает, что на российском рынке доставки продуктовых наборов и готовых рационов питания уже сформировалась довольно высокая конкуренция, а потребитель в целом (за исключением городов-миллионников) характеризуется низким уровнем доходов по сравнению с другими странами. В Лондоне, Берлине, Дубае и крупных американских городах плотность населения выше, там выше и покупательная способность, говорит он. При этом он указывает, что бесплатная доставка и экспресс-доставка там развиты хуже, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Партнер исследовательского агентства Data Insight Борис Овчинников также напоминает, что сейчас в ряде стран действуют различные ограничения на посещение ресторанов, фудкортов и кафе, они во многом будут стимулировать спрос на такую продукцию. Заместитель директора департамента стрит-ритейла Colliers Валерия Гвоздева предупреждает, что сервис при этом может столкнуться с нехваткой рабочей силы и различными проблемами, связанными с законодательствами конкретных стран.

Из аналогичных сервисов пока на зарубежном рынке работает только Grow Food. У компании есть подразделение в Мадриде, говорит ее сооснователь и генеральный директор Павел Паскарь. По его словам, сейчас компания планирует закрепиться на этом рынке, до этого она рассматривала возможность выйти еще в 12 стран. Основательница сервиса Elementaree Ольга Зиновьева сообщила «Ведомостям», что компания пока не рассматривает вариант выхода за рубеж. На данном этапе развития не планирует экспансию и «Шефмаркет», сказал его основатель Сергей Ашин.

В последнее время наблюдается тренд на международную экспансию со стороны российских компаний, говорит Бурмистров. Он напоминает, что Yango Deli (структура «Яндекса») работает в Израиле, Лондоне и Париже, «Самокат» под брендом Buyk – в Нью-Йорке. О планах выйти на рынок Катара сообщал и каршеринг «Делимобиль».