Части пассажиров без QR-кода могут не вернуть деньги за авиабилеты

Авиакомпании опасаются роста убытков после отказа Минфина от компенсаций
Поправка родилась из-за опасений, что в бюджете не найдется денег на компенсации авиакомпаниям потенциального снижения пассажиропотока из-за введения проверки QR-кодов
Поправка родилась из-за опасений, что в бюджете не найдется денег на компенсации авиакомпаниям потенциального снижения пассажиропотока из-за введения проверки QR-кодов / Максим Богодвид / РИА Новости

Авиакомпании предложили исключить из законопроекта об обязательных QR-кодах на транспорте норму об обязательном возврате стоимости билета, если у пассажира не окажется кода к моменту вылета. Возвращать деньги предлагается только тем, у кого был куплен билет по более дорогому возвратному тарифу, а если тариф был невозвратный, то деньги не вернут. Такое предложение было высказано на встрече представителей перевозчиков с депутатами комитета по транспорту Госдумы 7 декабря. Об этом «Ведомостям» рассказал собеседник в Охотном Ряду и подтвердили два источника в авиакомпаниях.

«Авиакомпании предложили с этими пассажирами [у которых не будет QR-кода к моменту вылета] работать так же, как со всеми остальными. То есть отказ от полета оформлять по правилам УПТ (условия применения тарифа. – «Ведомости»). Если тариф возвратный – возвращать, если нет – соответственно, не возвращать», – говорит один из собеседников. Текущая редакция законопроекта предполагает, что при отсутствии QR-кода у пассажира авиакомпания должна отказать ему в перевозке и вернуть провозную плату в полном объеме в течение 30 дней с момента расторжения договора.

Кроме того, по словам одного из собеседников «Ведомостей», на встрече в Думе обсуждались и другие предложения. Например, на каком именно этапе предъявлять QR-код – при покупке авиабилета или при регистрации на рейс («Ведомости» сообщили о принципиальном согласии Минтранса на второй вариант 1 декабря). Еще один блок предложений, говорит источник, связан с тем, что делать с транзитными пассажирами, которые прилетают из-за рубежа. По нынешней версии законопроекта, если потребуется пересадка, для дальнейшего путешествия по России (например, через Москву во Владивосток) потребуется QR-код. Требуется, чтобы в законе или подзаконных актах была предусмотрена альтернатива – к примеру, ПЦР-тест.

Предложения авиакомпаний на встрече 7 декабря «были услышаны и нашли понимание со стороны профильного комитета», уточнил собеседник. «Мне показалось, что нам удалось убедить комитет в этом», – сообщил другой источник. Представителей правительства на встрече не было, отметил один из собеседников, «коммуникация с ними пойдет в рабочем порядке». Авиакомпании представят свои предложения письменно после принятия законопроекта в первом чтении, добавил он. Первое чтение в Думе запланировано на 16 декабря.

Поправку лоббируют, в частности, из-за опасений, что в бюджете не найдется денег на компенсации авиакомпаниям из-за потенциального снижения пассажиропотока после введения проверки QR-кодов. Как ранее писали «Ведомости», замглавы Минтранса Игорь Чалик 9 ноября направлял в Минфин письмо с просьбой компенсировать авиаотрасли 8,09 млрд руб. 7,03 млрд руб. должно пойти авиакомпаниям, а 1,06 млрд руб. – аэропортам. «Минфин сообщил, что в бюджете денег на это не предусмотрено», – сказал собеседник в одной из авиакомпаний.

Представители Минтранса и председателя думского комитета по транспорту Евгения Москвичева отказались от комментариев. В пресс-службе Минфина не ответили на запрос на момент публикации.

«Red Wings поддерживает такую поправку в законопроект и направляла в АЭВТ [Ассоциацию эксплуатантов воздушного транспорта] соответствующие предложения, – говорит представитель перевозчика. – Ведь отсутствие QR-кода на момент перевозки будет свидетельствовать о недобросовестном поведении пассажира. Согласно ст. 10 Гражданского кодекса, участники гражданского оборота должны действовать добросовестно, и именно недобросовестные участники должны компенсировать причиненные их действиями убытки. При отказе пассажиру в перевозке перед самым рейсом из-за отсутствия QR-кода авиакомпания не успеет заново продать это кресло».

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы крупнейших авиакомпаний – «Аэрофлота», S7, «Уральских авиалиний» и «Победы».

Большинство возвратов по авиабилетам у российских авиакомпаний сейчас связано с болезнью пассажира или следующих с ним близких родственников, сообщил «Ведомостям» глава ассоциации Общероссийского объединения пассажиров, член общественного совета при Минтрансе Илья Зотов. «Важно, чтобы принятые Госдумой поправки к законопроекту сохранили действие [п. 2] ст. 108 Воздушного кодекса РФ, согласно которому деньги возвращаются в случае болезни и смерти пассажира или его близкого родственника», – сказал Зотов.

Как добавляет исполнительный директор аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев, деньги за билет также возвращают, если компания задержала, отменила или перенесла рейс, а пассажиру уже не нужно лететь. Эксперт не исключил, что возврат происходит и в других случаях. «Любые ограничения и введение QR-кодов на транспорте – это токсичная тема. Но имиджевые риски возрастают, когда при этом пассажиру еще и не компенсируют [затраты на] несостоявшийся рейс. К этому нужно серьезно приготовиться, но все равно эти риски воплотятся», – считает эксперт.

Зотов также предлагает прописать в законопроекте исключение требования сертификата о вакцинации или QR-кода для граждан, которые следуют на лечение или в обратном направлении, для людей с ОВЗ и их сопровождающих лиц, а также для пассажиров, которые направляются в другой город или обратно по делам, связанным со смертью близкого родственника. «Для таких случаев нужно установить требование наличия только ПЦР-теста», – добавил эксперт.