В 2021 году авиакомпании получат не более 24 SSJ100
Хотя еще в начале года Минпромторг ожидал поставку 37 бортовКорпорация «Иркут» (производитель SuperJet и разработчик МС-21, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию, ОАК) уже поставила в этом году 17 самолетов SSJ100 российским авиакомпаниям, подсчитали «Ведомости» и подтвердил представитель «Иркута». По его словам, в декабре компания планирует поставить еще семь SSJ100: три – для авиакомпании «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») и четыре – для подконтрольной ОАК Red Wings. «Еще четыре самолета находятся в высокой степени готовности, – говорит собеседник «Ведомостей». – «Иркут» технически готов поставить их до конца декабря. Вопрос об их передаче авиаперевозчику в 2021 г. находится в стадии обсуждения (конкретную авиакомпанию он не называет. – «Ведомости»)».
Представитель «России» подтвердил, что к концу года в ее парке будет 66 SSJ100. Сейчас у авиакомпании 62 таких самолета, три новых воздушных судна поступят по контракту с «ПСБ лизингом» (лизинговая «дочка» Промсвязьбанка, основной покупатель SSJ100), и еще один борт придет из парка «Аэрофлота». Материнская компания передает свои SSJ100 «России» согласно утвержденной в 2020 г. новой стратегии группы. Планы поставить еще три новых SSJ100 «России» в декабре подтвердил «Ведомостям» и представитель Промсвязьбанка.
«Red Wings в самое ближайшее время планирует получить четыре дополнительных SSJ100», – говорит представитель авиакомпании, не уточняя, успеют ли получить все четыре самолета до конца года. «Темпы поставок синхронизированы с планами по открытию новых региональных баз и новых региональных направлений», – уверяет собеседник «Ведомостей».
Из 17 уже поставленных в 2021 г. SSJ100 «Россия» получила 12 самолетов, «Азимут» – два, Red Wings – три. По итогам года, как прогнозируют в «Иркуте», авиакомпании получат 24 SuperJet. Хотя в начале года министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью «Российской газете» заявлял, что планируется отгрузить 37 самолетов этого типа, «за исключением максимум 10, которые, возможно, перейдут на январь – февраль 2022 г.». Текущие планы «Иркута» все еще ниже пиковых показателей по выпуску SSJ100: в 2017 г., например, было поставлено 30 самолетов.
Но не исключено, что часть SSJ100 не успеют попасть авиакомпаниям до конца года. В декабре планируется поставить еще только 4–5 самолетов, говорят два источника «Ведомостей» в авиакомпаниях. В результате общее количество полученных перевозчиками до конца года SSJ100 в этом году составит максимум 22 единицы. При этом Red Wings получит только 1–2 SSJ100, утверждают собеседники «Ведомостей». По словам одного из них, часть недопоставленных бортов – это так называемые белые хвосты, самолеты, которые строились под заказ других эксплуатантов ранее, но не были поставлены. «Степень их подготовки разная, но они требуют дооснащения. А сегодня основная задача «Иркута» – выпускать новые самолеты, они в приоритете по поставкам», – говорит источник «Ведомостей».
В следующем году без новых контрактов нарастить поставки SSJ100 «Иркуту» не удастся, но пока до конца не ясно, когда российские компании будут заключать договоры. «Азимут» традиционно планирует получить два новых SSJ100 за год. «Надеемся заключить новый контракт и получить самолеты в первом полугодии 2022 г. Сейчас обсуждается, какие лизинговые компании будут участвовать в программе поддержки авиапрома», – сообщил «Ведомостям» председатель совета директоров авиакомпании Павел Удод.
Представитель «России» не стал комментировать новые контракты на SuperJet. Летом 2020 г. гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев (сейчас министр транспорта) подтверждал, что группа в итоге будет эксплуатировать 150 SSJ100 (на конец этого года у нее будет 76 таких самолетов). Летом 2021 г. на авиасалоне МАКС были подписаны предварительные соглашения о поставках с Red Wings (25 самолетов в 2021–2022 гг.), «Азимутом» (10 самолетов в 2022–2026 гг.) и дальневосточной «Авророй» (8 самолетов в 2022–2024 гг.).
«Ведомости» направили запрос в пресс-службу Минпромторга.
По словам аналитика «ВТБ капитала» Елены Сахновой, сокращение объема поставок SSJ100 сейчас некритично «с учетом пандемии и переизбытка флота». «Если авиакомпании вводят маршруты, на которые смогут поставить самолеты (а с учетом хорошего спроса на внутренних линиях это вполне возможно), заказ остается. Если нет – начинаются переговоры о переносе сроков», – говорит эксперт. Текущие сдвиги поставок Сахнова также связывает с задержками скорее на стороне производителя. Эксперт не склонна считать, что Red Wings, которая может недополучить часть самолетов, будет корректировать свою маршрутную сеть. «Осенне-зимнее расписание формируется в октябре, а на тот момент информация о меньшем количестве самолетов наверняка уже была, и тогда ее учли в расписании», – объяснила Сахнова.
Для большинства эксплуатантов в осенне-зимний сезон отсутствие самолетов не проблема, добавляет директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Кроме того, мы говорим о самолетах на 100 мест, которые зачастую работают в сегменте, где спрос на самолеты не в последнюю очередь определяется госсубсидиями. Если компания не получила субсидии, то отсутствие самолетов скорее благо. Если же субсидия есть, а самолетов не хватает, это, как правило, не вызывает больших затруднений для перевозчиков», – объясняет эксперт. С другой стороны, по мнению Пантелеева, нехватка SSJ100 может быть болезненна для «Ангары» и некоторых других компаний, которые хотели бы пополнить флот региональными лайнерами, но не могут их получить из-за расписанного на троих эксплуатантов графика поставок.