Gloria Jeans хочет выйти на рынки Восточной Европы, Германии и США

Компания много лет готовилась к международной экспансии
Gloria Jeans сократила количество моделей для взрослых, сосредоточившись на детях и молодежи, и расширила линейку джинсовой одежды, а также одежды для активного образа жизни
Gloria Jeans сократила количество моделей для взрослых, сосредоточившись на детях и молодежи, и расширила линейку джинсовой одежды, а также одежды для активного образа жизни / Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Gloria Jeans объявила закрытый тендер на поиск консалтинговой компании, которая займется подбором помещений и разработкой стратегии продвижения компании в других странах. Об этом «Ведомостям» рассказали три консультанта, работавших с ритейлером.

По их словам, среди рассматриваемых стран – Польша, Болгария, Чехия, Германия и США. К примеру, в Германии компания выбирает среди городов с населением более 1 млн человек (к таким относятся Берлин, Гамбург, Мюнхен и Кельн. – «Ведомости»). По другим странам они информацию не предоставили. Gloria Jeans также пыталась договориться о сотрудничестве с некоторыми европейскими компаниями на выставке по торговой недвижимости и ритейлу MAPIC во французских Каннах (прошла с 30 ноября по 2 декабря), говорят собеседники «Ведомостей». Их названия они не раскрыли.

Представитель Gloria Jeans на запрос не ответил. Основатель компании Владимир Мельников в апреле этого года говорил порталу New Retail о планах международной экспансии, но тогда конкретные страны он не называл. Он также заявлял, что после выхода за рубеж компания рассчитывает провести IPO. Скорее всего, все эти планы будут осуществлены не ранее 2024 г., говорят три консультанта, работавших с ритейлером.

Gloria Jeans входит в рейтинг 100 крупнейших ритейлеров России по версии «Infoline-аналитики». По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2020 г. выручка компании составила 40,2 млрд руб., а чистая прибыль – 2 млрд руб. против выручки в 37,7 млрд руб. и чистой прибыли в 927 млн руб. годом ранее. На сайте компании сказано, что у нее 15 собственных и 200 партнерских фабрик и два современных логистических центра. Она также управляет 610 магазинами в России и странах СНГ (на Украине, в Казахстане и Белоруссии).

Gloria Jeans и раньше планировала выходить на международные рынки: по крайней мере, она заявляла об этом еще в 2018 г., тогда компанию возглавила бывший руководитель Victoria’s Secret Шарен Терни (она проработала на этом посту меньше года), напоминает генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Но, по его словам, на тот момент она сильно отставала в развитии онлайн-бизнеса (собственный интернет-магазин был запущен только в 2019 г.), поэтому сейчас с точки зрения готовности к экспансии она выглядит существенно лучше.

К примеру, по итогам прошлого года доля онлайн-продаж в выручке ритейлера уже превысила 4%. Кроме того, по его словам, компания провела диверсификацию производственной базы (пошив одежды теперь осуществляется не только в России, но и в Китае, Вьетнаме, Турции и Индии) и улучшила ассортимент товаров. В частности, она сократила количество моделей для взрослых, сосредоточившись на детях и молодежи, и расширила линейку джинсовой одежды, а также одежды для активного образа жизни, что позволило увеличить средний чек более чем на треть. В первом полугодии 2021 г. выручка ритейлера уже выросла более чем на 45%, отмечает эксперт. Он делает вывод, что все эти факторы в совокупности способствуют выходу Gloria Jeans на международные рынки.

15

собственных фабрик у компании Gloria Jeans

Для компании сейчас очень удачное время для экспансии в дальнее зарубежье, считает генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, российский рынок насыщен предложением и тут низкая покупательская способность, при этом многие местные игроки обладают высоким стандартом сервиса. Среди преимуществ Gloria Jeans она называет широкий ассортимент товаров для детей и подростков, специализацию на джинсовой одежде, на которую есть устойчивый спрос во многих странах мира, конкурентоспособные цены и возможности значительных инвестиций.

С ней согласен и Бурмистров, который считает, что в низком ценовом сегменте у компании есть хорошие шансы конкурировать с местными ритейлерами. Он напоминает, что на зарубежных рынках уже широко представлен Wildberries (работает в 18 странах) и Sportmaster Operations, в которую входит «Спортмастер»: ей принадлежит польская сеть Go Sport и датская компания Sport Nordic Holding.

В странах ближнего зарубежья также успешно функционирует Melon Fashion Group (бренды Zarina, Befree, Love Republic и Sela). Она с 2016 г. представлена на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Грузии и Армении (в том числе по франшизе), а спустя год вышла на рынок Польши. Но в 2019 г. она оттуда ушла. Как пояснил представитель компании, проект в Польше стал «европейским пилотом», это был совершенно новый для Melon Fashion Group рынок как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения организации товарных потоков, логистики и местного регулирования.

Будет ли Gloria Jeans прибегать к помощи партнеров-франчайзи для экспансии в дальнее зарубежье, пока непонятно. В международной практике есть множество примеров, когда для выхода в новые для себя страны фэшн-ритейлер использует партнера, но со временем выкупает магазины и начинает развивать собственную розницу, отмечает эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская. По ее словам, самостоятельная экспансия позволяет, во-первых, самим задавать темпы развития бренда на новой территории, а не зависеть от партнера-франчайзи. А во-вторых, собственное управление сетью дает возможность оперативнее корректировать ассортиментную, ценовую, рекламную и иные стратегии в случае необходимости. По мнению Рождественской, к продаже франшизы компании часто прибегают тогда, когда не хватает ресурсов для самостоятельной экспансии, а если инвестиционный потенциал позволяет, то сети открывают собственный бизнес за границей. Тем более что у Gloria Jeans есть опыт операционного управления сетью за пределами России, указывает она.