У российских добытчиков минтая могут возникнуть новые сложности с экспортом продукции в Китай
Это связано с системой маркировки продукции, которая заработает в начале 2022 годаАссоциация добытчиков минтая (АДМ) обратилась к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву с просьбой предложить властям Китая отменить новые правила маркировки замороженной продукции для экспорта в эту страну. Об этом говорится в письме, с копией которого ознакомились «Ведомости». Президент АДМ Алексей Буглак ее подлинность подтвердил. Представитель Минсельхоза сообщил, что документ в ведомство поступил.
Приказ Главного таможенного управления (ГТУ) Китая, который вступает в силу с 1 января 2022 г., обязывает импортеров маркировать как внешнюю, так и внутреннюю части упаковки. Кроме того, помимо стандартного перечня информации (о производителе, его реквизитах, наименовании товаров, названии судна, района вылова и т. д.) нужно дополнительно указать регистрационные номера и адреса всех предприятий, имеющих отношение к экспортируемой продукции, включая промысловые, перерабатывающие и транспортные суда, а также склады-холодильники временного хранения. Это сделать невозможно, пишет Буглак. Дело в том, что компании заранее не знают названия транспортных судов, на которых рыба будет доставлена из района промысла, а также наименования складов-холодильников, где она будет храниться. По его словам, решение о выборе таких объектов принимается оперативно и во многом зависит от наличия свободных емкостей. Это подтверждает и заместитель директора УК «Норебо» Сергей Сенников. Он также считает, что в этой части новые правила китайской стороны могут быть невыполнимы. Представитель Русской рыбопромышленной компании отмечает, что это может существенно затруднить экспорт.
Производители рыбы предупреждают и о существенных затратах, которые могут возникнуть у них в связи с новыми правилами. По словам управляющего ГК «Доброфлот» Александра Ефремова, производимая на борту рыбопромысловых судов мороженая продукция упаковывается в мешок-сэндвич, который содержит один или два блока рыбы в полиэтиленовых мешках. Маркировка наносится на наружный мешок независимо от того, куда поставляется продукция, добавляет он. Буглак говорит, что для нанесения маркировки на внутреннюю часть может потребоваться монтаж дополнительной упаковочной линии. Таким образом, по оценке АДМ, только для мороженого минтая затраты на выполнение новых требований составят порядка $45 млн в год, а для всей российской рыбы, поставляемой в Китай, – $70 млн. Это 6% от стоимости всего рыбного экспорта за прошлый год, подсчитал он. Буглак допускает, что новые требования могут полностью остановить экспорт минтая в эту страну.
Президент АДМ напоминает, что поставки рыбы в Китай и так уже существенно ограничены из-за коронавируса. С прошлого года эта страна стала закрывать свои порты для российских транспортно-рефрижераторных судов, последний доступный порт – Далянь – закрылся в декабре 2020 г. на неопределенный срок. Доставка продукции в эту страну возможна только в рефрижераторных контейнерах. Ситуация усугубляется глобальным контейнерным кризисом и дефицитом порожних рефконтейнеров в основных азиатских и дальневосточных морских портах, продолжает Буглак. Кроме того, в начале ноября на рыбоперерабатывающей фабрике в Даляне (крупнейшая в Китае) полностью закрылись все склады-холодильники. По итогам девяти месяцев 2021 г. экспорт мороженого минтая в Китай рухнул в 4,7 раза до 115 000 т на сумму $131 млн, по данным АДМ. Общий объем поставок рыбы в Китай с учетом транзита через Южную Корею за этот же период составил 485 780 т – это примерно на 18% меньше, чем было в прошлом году, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев.
Китай – основной рынок сбыта российского минтая. После введения ограничений на поставки в КНР цена на него на внутреннем рынке снизилась. Если в прошлые годы осенью перед новым сезоном оптовые цены на минтай без головы (это самый массовый вид разделки минтая) доходили до 120–130 руб. за 1 кг, то сейчас оптовая цена на данный вид продукции в Москве – около 90 руб., приводит цифры Ефремов из «Доброфлота».
Российская сторона обсуждала вопрос новых правил на встрече с начальником Бюро по контролю безопасности импортируемых и экспортируемых продуктов питания ГТУ КНР Би Кэсинем 2 декабря, сообщил представитель Россельхознадзора. По его словам, ему было, например, предложено отказаться от бумажных документов в пользу электронных и отразить всю необходимую информацию в новом проекте сертификата здоровья. Представители ГТУ ответили, что рассмотрят российские инициативы, и подчеркнули, что для рыбной продукции, предназначенной для последующей переработки или реэкспорта, требования по маркировке могут быть упрощены. Что касается нанесения внутренней маркировки, то эти требования относятся к продукции в потребительской упаковке, рассказывает представитель ведомства. Буглак указывает, что тем не менее в самом приказе об этом не сказано. Он надеется, что итогом прошедших переговоров будет официальное разъяснение по этому вопросу. Ефремов считает, что в усиленном контроле со стороны Китая и вовсе нет необходимости: все члены российских экипажей вакцинированы, упаковка проходит дезинфекцию и т. д. Он полагает, что китайская сторона создает максимально непреодолимые барьеры для поставок рыбы и далеко не все компании смогут выполнить эти правила с учетом уже действующих ограничений. Зверев считает, что действия властей Китая могут быть связаны с их желанием получить преференции на других участках внешнеэкономического сотрудничества (например, при импорте сои и вывозе семечковых). Запрос «Ведомостей» в Госсовет Китая остался без ответа.
По данным федерального центра «Агроэкспорт», Китай является также крупнейшим покупателем российского мяса ($316 млн в 2020 г.). Опрошенные «Ведомостями» эксперты в этой отрасли затруднились оценить, как повлияют новые правила на поставки продукции в эту страну.