«Биннофарм групп» готовится выйти на рынки Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии

Фармкомпания АФК «Система» для начала откроет офисы в шести странах СНГ
Входящая в АФК «Система» «Биннофарм групп» планирует выйти на рынки Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Для этого она открывает офисы в шести странах СНГ
Входящая в АФК «Система» «Биннофарм групп» планирует выйти на рынки Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Для этого она открывает офисы в шести странах СНГ / ТАСС

Фармацевтический холдинг «Биннофарм групп» зарегистрировал представительство в Казахстане и до конца 2021 г. откроет офисы еще в пяти странах СНГ: в Белоруссии, Азербайджане, Молдавии, Армении и Узбекистане. Об этом «Ведомостям» сообщил его генеральный директор Рустем Муратов. По его расчетам, это позволит удвоить общую экспортную выручку – до 4 млрд руб. в 2024 г., а также подготовить инфраструктуру для международной экспансии – в частности, на рынки Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Но сначала «Биннофарм групп» сосредоточится на розничных рынках этих шести стран, уточнил Муратов. Инвестиции в открытие представительств холдинг не раскрывает. Размер вложений зависит от набора функций и региональной специфики, считает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. По его мнению, они могут составлять до нескольких сотен миллионов рублей.

«Биннофарм групп» поставляет свою продукцию в 14 стран, в их числе девять государств – членов СНГ (без Украины), а также Грузия, Монголия, КНДР, Йемен и периодически Афганистан. Доля экспортных продаж составляет около 10% в общей структуре выручки холдинга (за девять месяцев 2021 г. она составила свыше 18 млрд руб.), сказал Муратов. В основном в страны СНГ поставляются антибиотики, но теперь компания будет развивать там брендированные товары, в том числе синбиотик «Максилак», спазмолитическое средство «Необутин» и венотоник «Венарус». По словам Беспалова, продажи только одного «Венаруса» в России за год составляют порядка 2,5 млрд руб. Он считает правильной ставку на брендированную продукцию: отдельные позиции имеют явную импортозамещающую направленность и конкурентоспособный ценник.

Население стран СНГ без России на 2021 г. составляет 140,8 млн человек, следует из данных Статкомитета Содружества, а за вычетом Украины (туда холдинг не поставляет продукцию) – 99,4 млн человек. Например, фармрынок Казахстана с января по август 2021 г. в денежном выражении увеличился на 22% к аналогичному периоду прошлого года (при инфляции 8,7%) – до $1,29 млрд, следует из данных аналитической компании IQVIA. На розничный сегмент приходится 44%. Такой рост связан в первую очередь с повышением благосостояния населения стран, пояснил Муратов. Тогда как российский фармрынок за восемь месяцев 2021 г. вырос лишь на 4,7% в рублях и на 1,8% в долларах к предыдущему году (при инфляции 6,7%), составив 1,04 трлн руб. и $14 млрд соответственно. Доля розницы – 57%, следует из материалов IQVIA. Не все рынки СНГ дают одинаковый прирост продаж, признает директор СРО «Ассоциация независимых аптек» Виктория Преснякова, но в случае разумного выстраивания работы выход на них производителей перспективен.

Среди других крупных экспортеров в страны СНГ – российские «Фармстандарт» Виктора Харитонина и «Полисан», добавляет гендиректор аналитической компании DSM Group Сергей Шуляк.

В странах СНГ, как и в России, в сегменте госзакупок действуют преференции для местных производителей, тогда как в рознице есть все шансы потеснить как их, так и других зарубежных экспортеров, говорит генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк. Он также видит потенциал в выходе с уникальными брендированными препаратами на крупные растущие розничные рынки Казахстана, Азербайджана, Узбекистана. Однако нарастить продажи препаратов без хорошего продвижения там нельзя, констатирует он. «Биннофарм групп» делает акцент как раз на этом: холдинг выстроит систему продвижения препаратов на местах, сказал Муратов.

С учетом существующего портфеля и запуска новых продуктов в СНГ Беспалов считает реалистичными планы «Биннофар групп» нарастить экспортные поставки до 4 млрд руб. в 2024 г. Что касается конкуренции, то, по его мнению, российские компании проигрывают зарубежным: из-за импортозависимости от поставок сырья финансовое плечо у большинства отечественных производителей существенно меньше, чем у иностранных.

«Биннофарм групп» производит из своих субстанций 20% продукции, также у компании заключены прямые контракты с зарубежными заводами – производителями сырья: такой подход надежнее, чем работа с посредниками, говорит Муратов.