Дорожники объединят данные о стройках на IT-платформе стоимостью до 1,5 млрд рублей

Это может ослабить положение Главгосэкспертизы на строительном рынке
Дорожники объединят данные о стройках на IT-платформе стоимостью до 1,5 млрд рублей
Дорожники объединят данные о стройках на IT-платформе стоимостью до 1,5 млрд рублей / Андрей Гордеев / Ведомости

Дорожно-строительная компания «Автобан» Алексея Андреева и «Дороги и мосты» («ДиМ», входит в холдинг «Нацпроектстрой» ВЭБа и Аркадия Ротенберга) разрабатывают IT-платформу для объединения комплекса задач – от проектирования до надзора – в сфере дорожного строительства. Об этом «Ведомостям» рассказал гендиректор «Автобан Digital» («дочка» «Автобана») Евгений Коршунов и подтвердил представитель «ДиМ». Платформа получила название «Преон».

Расхождения в проектной и рабочей документации возникают при строительстве любого крупного объекта, отмечает Коршунов. Из-за них снижается скорость работы, начинается перепроектирование, которое требует повторного прохождения госэкспертизы. Все это приводит к простоям, а затем – к форсированию строительных работ, чтобы нагнать график. И то и другое очень дорого обходится заказчикам проекта, указывает представитель «ДиМ». По его словам, отраслевая IT-платформа позволит управлять этими рисками.

На начальном этапе разработка будет сосредоточена только на новых объектах дорожного строительства, позднее планируется распространить ее действие на другие сферы инфраструктурного строительства, уточнил Коршунов. Внедрение платформы в эксплуатацию дорожных сооружений – более отдаленная перспектива, но это позволит мониторить состояние объекта и сроки выполнения работ по его обслуживанию в срок, добавляет представитель «ДиМ».

Стоимость создания платформы на основе BIM-технологий (информационное моделирование. – «Ведомости») Коршунов оценил в диапазоне 1–1,5 млрд руб., распределение долей между компаниями пока не проводилось. Под проект планируется привлечь гранты и субсидии государства по линии Минэкономразвития, добавил он. В Минэкономразвития данных обращений не поступало, сказал «Ведомостям» представитель министерства. В качестве технологического партнера к проекту привлечена компания «Айбим», которая занимается консалтингом и технологиями цифровизации в строительстве.

Необходимость применения BIM-технологий при проектировании, строительстве, ремонте и содержании объектов транспортной инфраструктуры с привязкой к ценообразованию и сметному нормированию обозначена в новой Транспортной стратегии РФ на период до 2030 г. с прогнозом до 2035 г. Стратегический документ был утвержден кабмином 30 ноября.

К платформе планируется подключать другие строительные компании, в том числе малые, которые сами не потянут цифровизацию бизнеса, отметил Коршунов. Также участниками платформы должны стать проектные организации и государственные институты в сфере дорожного строительства – Минтранс, Минстрой, ФАУ «Главгосэкспертиза», Росавтодор, госкомпания «Автодор». Участие для проектных и подрядных организаций будет платным, представители госинститутов получат доступ к ресурсу безвозмездно, добавил топ-менеджер.

Росавтодор готов рассмотреть возможности использования платформы на бесплатных федеральных трассах после завершения разработки и тестирования, сказал «Ведомостям» представитель дорожного агентства, добавив, что говорить что-либо конкретное на эту тему пока преждевременно.

Запуск отраслевой платформы намечен на конец 2022 г., ее обкатка должна состояться на проекте строительства новой скоростной платной автотрассы от Москвы до Казани. По словам Коршунова, в первую очередь будут запущены модули, связанные с проектированием и интеграцией с Главгосэкспертизой. Затем – блоки, связанные с управлением графиком строительства и ресурсами.

Отдельный модуль будет посвящен землеотводу и переносу коммуникаций, отмечает топ-менеджер. «Это одна из самых больших проблем для нас. Строителям нужно планировать свои ресурсы, исходя из доступных для застройки участков, чтобы выработка по объекту была выше. Когда есть проблемы в этой части, мы начинаем перепрыгивать с участка на участок, перекидывая строителей и технику», – рассказывает он.

Проблемы с переустройством коммуникаций неоднократно становились причиной срыва сроков сдачи в эксплуатацию крупнейших дорожных объектов в России. Так, например, случилось с Центральной кольцевой автодорогой в Подмосковье. Она была запущена целиком летом 2021 г. – на три года позже изначально запланированного срока.

В проектировании очень много исходных данных и возможно ли их целиком учесть и унифицировать в рамках одной платформы – большой вопрос, говорит гендиректор компании «Дормост» Кирилл Иванов. По его словам, это сложно как с точки зрения наполнения платформы, поскольку требует тщательного изучения имеющихся в России систем документооборота, так и для считывания информации конечными пользователями. Работать в этом направлении можно и нужно, но потребуется классификация всех используемых данных, резюмировал Иванов в беседе с «Ведомостями».

Директор Института экономики транспорта НИУ ВШЭ Михаил Блинкин считает создание такой платформы хорошей идеей. «Я понимаю, как туда войдут ведущие проектировщики и подрядчики. Скорее всего, будет поддержка и от профильного ведомства. Но я с трудом представляю, как в эту игру вступит Главгосэкспертиза», – сказал он «Ведомостям». Это ведомство – монополист в своей сфере и едва ли захочет делиться своими полномочиями, отмечает Блинкин. Такая платформа действительно сделает весь процесс, от проектирования до строительства и надзора, более эффективным, но госэкспертиза при этом потеряет свое уникальное положение, когда с ее доводами соглашаются безоговорочно, полагает эксперт.

Представитель Главгосэкспертизы от комментариев отказался.

Схожих проектов в такой конфигурации на рынке еще не было, сказал «Ведомостям» гендиректор информационно-аналитического агентства Telecom Daily Денис Кусков. По его словам, большей популярностью сейчас пользуются экосистемы, их пытаются создать многие банковские организации, включая Газпромбанк и ВТБ. Бюджет в 1–1,5 млрд руб. для такого продукта – очень большая цифра и важно понимать, что именно входит в эту стоимость, отмечает Кусков. Для сравнения: расходы государства на создание портала госуслуг в 2011–2013 гг. составили 1,94 млрд руб.

Представители Минтранса, Минстроя и госкомпании «Автодор» на вопросы «Ведомостей» не ответили. Так же поступили в крупных компаниях дорожно-строительной отрасли «Стройтрансгаз» и ВАД.