Qatar Airways хочет компенсации за дефекты авиалайнера А350
В России этот самолет эксплуатирует «Аэрофлот»Крупнейший эксплуатант авиалайнеров А350 Qatar Airways требует сотен миллионов долларов с производителя для устранения дефектов. Его 20 самолетов не могут летать с мая из-за «раннего износа поверхности».
Проблемы касаются 20 из 53 A350 Qatar Airways, краска которых «вздулась» и «покрылась пятнами». Эти 20 самолетов с мая отстранены от полетов из-за неясности причин дефектов, добавили источники, изначально поведение краски ошибочно объяснялось сильной жарой. По версии Airbus, это косметический дефект. Представитель компании также заявил Reuters, что у некоторых самолетов наблюдались проблемы с «ранним износом поверхности», в результате которых стал видим подслой молниепоглощающей сетки. Собеседники издания в авиакомпаниях уточнили, что в молниезащитной сетке в местах с сошедшей краской образовались разрывы, более того, сам фюзеляж из композитного углеволокна на этих участках в результате непогоды подвергся повреждениям.
По данным агентства, Qatar Airways пока во внесудебном порядке ведет спор о компенсации «на сотни миллионов долларов» (точный размер не указывается) со стороны Airbus, мотивируя это требованиями катарского авиарегулятора.
Как выяснило агентство, другие авиакомпании сообщали о дефектах краски задолго до мая 2021 г. и в других климатических условиях. Finnair, первая компания, начавшая эксплуатацию A350 в 2016 г. в холодных северных широтах, подняла проблему с краской еще в октябре 2016 г. А в октябре 2019 г. перевозчик сигнализировал о повреждениях молниезащитной сетки. На полученных агентством рабочих фотографиях компании, демонстрирующих участки схода краски, сетка подверглась коррозии.
В 2016 г., одновременно с Finnair, об «отслаивании краски» с фюзеляжей A350 сообщила и гонконгская Cathay Pacific, причем дефект был обнаружен всего через две недели после поставки. В октябре 2017 г. дефекты краски обнаружила Lufthansa. По данным источников агентства, причиной проблемы может быть то обстоятельство, что краска контактирует с деталями фюзеляжа из углеволокна хуже, чем с традиционными металлическими материалами. Собеседники Reuters в отрасли также добавили, что Airbus в связи с обнаруженными дефектами и воздействием на противомолниевую сетку рассматривает возможность замены ее более гибким материалом, условно называемым перфорированной медной фольгой.
Очевидно желание катарского перевозчика получить компенсацию за необходимость перекраски самолетов и надавить с целью ее получения через огласку истории и угрозу имиджу производителя, считает главный редактор avia.ru Роман Гусаров. Но говорить о каком-либо серьезном ущербе для репутации Airbus в этом коммерческом споре не приходится, пока эту проблему не считает серьезной авиарегулятор Евросоюза, которому подотчетен производитель самолетов, уверен Гусаров. Пока компании не обратились к сертификатору, угроза полетам А350 невелика.
Всего на 31 октября 2021 г., по данным Airbus, было заказано 913 А350, а поставлено 443. Сейчас у Qatar Airways имеется 53 A350 (это самый большой эксплуатант в мире) в авиапарке, а 23 ожидают поставки. У Finnair, для которой это флагманский самолет, – 16 (еще три должны быть поставлены, по данным компании). У Lufthansa 18 эксплуатируются и еще 28 ожидают поставки, у Cathay Pacific – 28 в строю и два ожидают поставки, у Air Caraibes – два в строю и два ожидаются.
«Аэрофлот» единственный в России эксплуатант А350, разместивший твердые заказы на 22 машины, шесть из которых поставлены. «Ведомости» направили запрос в «Аэрофлот», но ответа пока не получили. Источник, близкий к авиакомпании, уточнил, что проблемы с покраской самолетов, которые испытывает Qatar Airways, в «Аэрофлоте» нет, но в любом случае состояние каждого воздушного судна является объектом пристального внимания.