Социально значимые грузы могут получить приоритет в портах
Это может принести стивидорам многомиллионные убытки, опасаются участники рынкаМинтранс 29 ноября направил в правительство предложение внести поправку в статью 31 ФЗ (об условиях предоставления во владение и пользование госимущества морских портов) о морских портах. Поправка обяжет стивидоров приоритетно обрабатывать социально значимые грузы, заявил министр Виталий Савельев в ходе совещания премьера Михаила Мишустина с вице-премьерами. Это связано с тем, что работа экспедиторских и стивидорных компаний находится вне зоны ответственности и контроля морских властей РФ, пояснил Савельев. По его словам, внедрение поправки будет происходить в диалоге с бизнесом и экспертным сообществом.
Администрации морских портов будут наделены функциями мониторинга нахождения и движения грузов, а операторы «будут обязаны информировать их о поступлении и убытии таких грузов«, заявил министр транспорта. Для обеспечения бесперебойных поставок грузов в труднодоступные регионы Дальнего Востока и Арктической зоны планируется внести изменения в Кодекс торгового мореплавания, добавил он. «Мы обяжем линейных морских перевозчиков обеспечивать приоритетную перевозку социально значимых грузов по заявкам субъектов РФ», – сказал Савельев.
Проблема с задержками грузов в контейнерах, в том числе при отправке в удаленные регионы Дальнего Востока, обострилась в сентябре – октябре 2021 г. Причиной перебоев стали пробки в портах Приморья, торможение каботажных перевозок внутри страны на фоне резкого роста международных отправок, а также неудовлетворительная работа портов по обработке грузов. Проблема обсуждалась на совещании у вице-премьера по Дальнему Востоку Юрия Трутнева 17 ноября, а затем и на совещании президента Владимира Путина с членами правительства 10 ноября. Тогда Путин потребовал от министра транспорта «как можно быстрее» навести порядок с поставками товаров в регионы ДФО. В свою очередь Трутнев поручил Минтрансу, Минпромторгу и Минвостокразвития проработать вопрос стимулирования строительства контейнеровозов и контейнеров, сообщала пресс-служба правительства. Кроме того, Минтранс должен разработать транспортную модель грузопотоков в ДФО, которая позволит контролировать сроки доставки.
Сегодня, по словам Савельева, ситуация с задержкой каботажных грузов в дальневосточных портах близка к нормализации. По данным Минтранса, с 1 по 28 ноября совершено 50 рейсов, вывезено более 15 000 TEU (эквивалент 20-футового контейнера) и 53 370 т генеральных грузов. С 28 по 30 ноября планируется загрузка и отход из портов Приморья еще девяти судов, они обеспечат вывоз более 3000 TEU.
Источник «Ведомостей» в стивидорной компании считает, что приоритизация перевалки социально значимых грузов будет несколько противоречить правилам недискриминационного доступа. Но, по его словам, пока непонятно, как именно это отразится на отрасли и в каких еще нормативно-правовых актах понадобятся изменения. Также не ясно, коснется ли это компаний, которые строят терминалы без госучастия на собственной земле, где причалы являются собственностью инвестора, говорит другой источник издания в портовой компании.
В Минтрансе не ответили на дополнительные вопросы «Ведомостей». В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) от комментариев отказались. Стивидорные компании не ответили на запросы «Ведомостей» или отказались от комментариев.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, предложение Минтранса звучит очень опасно, потому что это прямое вмешательство в технологические процессы портов и терминалов. По его мнению, в условиях, когда государство построило инфраструктуру, оно имеет право устанавливать правила, например, на железных дорогах. Но, когда речь идет о терминалах, построенных частными инвесторами, вмешательство выглядит нелогичным, считает эксперт. «Стивидоры обрабатывают контейнеры в определенном порядке, что обусловлено технологическими процессами, и государство не должно бездумно в это вмешиваться», – отмечает он.
По словам представителя РЖД, на железной дороге действует принцип равнодоступности услуг грузоперевозок. Он пояснил, что если на каком-то направлении спрос полностью удовлетворить нельзя из-за ограниченной пропускной способности, то «очередность приема груза к перевозке определяется правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре, утвержденными правительством». По этим правилам самый высокий приоритет имеют транспортировка грузов для обеспечения регионов, пострадавших от стихийных бедствий, перевозки на основании отдельных решений президента России, а также грузы, производство или перевозку которых субсидирует правительство. Социальные грузы в отдельную категорию не выделены, отметил представитель РЖД.
По мнению управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, принятие инициативы Минтранса приведет к снижению скорости отгрузки экспортных грузов на 3–4%. Потери в результате приоритизации отгрузки социальных грузов могут составить около 30 млн т, а стоимость недополученной выручки может достигать $300 млн. «Северный завоз – это около 3–3,5 млн т в год, но мелкие партии и неравномерность отгрузки могут помешать перевалке 30 млн т в год в силу того, что время на загрузку небольшого судна не сильно меньше, чем крупного корабля», – пояснил эксперт.
Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что целесообразно использовать экономические меры, а не принуждение, операторам должно быть выгодно обрабатывать и доставлять такие грузы. «Если экономических стимулов для таких перевозок не будет, то не исключено, что немногие компании согласятся осуществлять их. Выполнение требований может быть формальным, что не будет способствовать скорейшей доставке грузов в отдаленные регионы», – считает он.
Бурмистров добавил, что сейчас стремительно меняется морская логистика: например, Китай из-за жестких коронавирусных ограничений является «узким местом», а Россия как транзитная страна получает преимущества от этого. «Но вместо поддержки государством развивающейся портовой отрасли государство пытается сломать ей хребет, – пояснил эксперт. – Один за другим появляются законопроекты, которые пытаются зарегулировать отрасль, к примеру неоднозначный проект о запрете рейдовой перевалки, проект о гарантиях инвесторов морских портов перед государством». По мнению Бурмистрова, если пойти по пути законодательных ограничений, то это закончится тем, что Россия просто не получит грузопотоки, которые нам обеспечивает внешняя конъюнктура.