Биржевые цены на бензин рухнули до уровня января 2021 года

Но автовладельцам не стоит надеяться на слишком дешевое топливо
Максим Стулов / Ведомости
Максим Стулов / Ведомости

Оптовые цены на бензин достигли минимального уровня с начала января 2021 г., следует из данных биржи СПбМТСБ. В преддверии зимы они снижаются, достигнув 24 ноября по наиболее популярной марке Аи-92 значения в 49 700 руб./т, по Аи-95 – 50 637 руб./т.

Оптовые цены на бензин и дизтопливо стремительно росли весной – летом 2021 г. Пик пришелся на 9 августа, когда стоимость Аи-92 достигла абсолютного исторического максимума в 58 456 руб./т, а Аи-95 – 59 903 руб./т. Бензин на бирже начал дешеветь в начале осени: к 7 сентября Аи-92 на СПбМТСБ уже торговался по 55 530 руб./т, а Аи-95 – по 58 760 руб./т.

Цены начали снижаться после усилий, предпринятых со стороны правительства и регуляторов. В частности, министр энергетики Николай Шульгинов еще летом предупреждал, что, если ситуация с взрывным ростом оптовых цен не выправится, в стране может быть введен временный запрет на экспорт бензина. А ФАС проводила внеплановые проверки нефтяных трейдеров. Вслед за снижением оптовых цен в конце августа начали снижаться и цены в рознице, которые, согласно данным Росстата, непрерывно росли с апреля 2020 г., увеличившись за это время с 42,43 руб./л до 48,06 руб./л. В сентябре в Москве и регионах снижали розничные цены бензина вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), в среднем на их АЗС цены упали на 30–40 коп./л. На середину ноября, по данным Росстата, средняя розничная цена бензина Аи-92 составляла 46,54 руб./л, Аи-95 – 50,34 руб./л.

Представитель Минэнерго заявил «Ведомостям», что ситуация с топливообеспечением всех регионов России «остается стабильной». По данным ведомства, с начала месяца на биржевых торгах в среднем за сутки реализуется около 36 400 т бензина, что более чем на 28% выше, чем в тот же период доковидного 2019 года. Суточное производство бензинов 5-го класса достигает 112 000 т (+7% к уровню 2019 г.).

«Минэнерго совместно с ФАС в ежедневном режиме продолжают следить за наполняемостью рынка, проводя оперативные совещания с компаниями-производителями для оценки ситуации на всех базисах оптовой поставки топлива», – добавил он. Падение цен на бензин с пиковых значений, по данным Минэнерго, составило более 8000 руб./т. Стабилизации ситуации, по словам представителя Минэнерго, также способствуют выход из периода ремонтов ряда крупных НПЗ и накопление существенных запасов на нефтебазах: товарные остатки по бензинам составляют 1,6 млн т (на 34% больше, чем в начале 2021 г.). Снижение цен в опте повлияет как на стабилизацию цен в розничном секторе, так и на улучшение экономики реализации топлива независимыми АЗС, считают в Минэнерго. В России сейчас действует несколько регуляторных механизмов сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке. В 2019 г. правительство ввело демпфер (бюджетные компенсации нефтяникам при резком росте мировых цен на бензин), целью которого было сглаживание колебаний цен на топливо на внутрироссийском рынке. Кроме того, действует требование для НПЗ в обязательном порядке реализовывать часть продукции на СПбМТСБ. В мае 2021 г. из-за роста цен на топливо параметры демпфера были пересмотрены в сторону увеличения выплат нефтекомпаниям при продаже на внутренний рынок, а обязательный норматив по продаже бензина через биржу увеличен с 10 до 11% от объема производства.

В предновогодний период всегда происходит сокращение спроса на моторное топливо, поэтому и оптовые цены снижаются в это время, сказал «Ведомостям» вице-президент Независимого топливного союза (объединяет не принадлежащие ВИНК сети АЗС) Дмитрий Гусев. Он обратил внимание на то, что в летний период, несмотря на резкое подорожание бензина в оптовом звене, рост розничных цен всегда оставался в пределах официальной инфляции, из-за чего независимые АЗС работали на грани рентабельности или в убыток. «О снижении розничных цен [вслед за оптовыми] не может быть и речи, поскольку большую часть активного летнего сезона АЗС работали в минус», – сказал он. По словам Гусева, осенью для независимых АЗС уровень рентабельности составил минус 1,5–2 руб. с 1 л бензина. Он добавил, что снижение оптовых цен позволит независимым игрокам топливного рынка частично компенсировать потери, но с задержкой в 1–1,5 месяца (сейчас они распродают летние запасы).

Убыток АЗС с 1 л бензина Аи-92 на 23 ноября в исследовательской группе «Петромаркет» оценивают в 10 коп.

Гусев напомнил, что с 1 января 2022 г. должна заработать программа по субсидированию перевозок бензина и дизтоплива на Дальний Восток, что позволит несколько снизить давление на оптовые цены. Но системных факторов для снижения розничных цен на бензин сейчас нет, добавил он.

Руководитель международной практики КПМГ Антон Усов согласен, что стабилизация оптовых цен может привести лишь к сглаживанию стоимости топлива в рознице, а сети АЗС в условиях высоких мировых цен на энергоносители будут балансировать на грани рентабельности. По словам руководителя проектов «Петромаркета» Анны Лишневецкой, розничная торговля бензином Аи-92 убыточна с января 2021 г., продажи Аи-95 вышли в плюс только в последние несколько недель. При этом, по мнению эксперта, розничные цены на бензин на фоне действия властей будут расти и дальше не выше инфляции.

«Ведомости» направили запросы в «Лукойл», «Роснефть», «Сургутнефтегаз», «Татнефть», «Русснефть», «Газпром нефть».