Правительству не подошла концепция развития круизного туризма
Сами отраслевые игроки хотят частно-государственного партнерстваПравительство отправило на доработку проект концепции по развитию круизного туризма в РФ до 2024 г., сообщила «Ведомостям» представитель вице-премьера Дмитрия Чернышенко. Проект концепции внесен Ростуризмом в правительство в срок (15 ноября), уточнила она, добавив, что «после экспертной оценки и полученных замечаний он направлен ведомству на доработку и дополнительное межведомственное согласование». Ожидаемый срок повторного внесения – декабрь. «Ведомости» ознакомились с проектом.
Общая стратегия развития туризма в РФ была принята в 2019 г. на период до 2035 г., а концепция развития круизного туризма планируется лишь до 2024 г., но с возможностью продления. В стратегии в качестве наиболее перспективных направлений указаны комбинированные речные и морские круизы в Азово-Черноморском, Каспийском и Балтийском бассейнах, развитие экспедиционного туризма, прежде всего в Арктике, международных морских круизов в дальневосточных бассейнах, комбинированных туристских продуктов в Крыму. Среди задач значится увеличение круизного туризма в 2 раза к 2035 г. и создание условий для интенсивного обновления флота круизными операторами. Число круизных пассажиров в 2019 г. в мире выросло на 3,2% до 26,8 млн человек, но на Россию пришлось всего 500 000 человек. По экспертным оценкам, объем круизного пассажиропотока по рекам РФ может вырасти до 1 млн туристов в год, говорится в проекте.
По туризму сильно ударила пандемия COVID-19, признается в документе. Навигация на реках из-за ограничений в 2020 г. началась на два месяца позже, и круизные пассажиры были только российскими. Круизные компании, работавшие с иностранцами, остановили деятельность, но и у тех, кто возил только россиян, спад составил 20–30%. На 20 декабря 2020 г. убытки судоходных компаний-туроператоров (членов Российской палаты судоходства) составили более 1,7 млрд руб.
Концепция подробно описывает текущее состояние отрасли и говорит об отсутствии возможности развивать судостроение. В проекте отмечено, что морское круизное судоходство под флагом РФ ограничено практически полным отсутствием флота. К началу 2019 г. из 254 построенных в советское время речных круизных судов 98 были списаны, 17 потеряны в катастрофах, 81 судно утилизировано, 32 судна со средним возрастом 57 лет в отстое. В эксплуатации формально находилось 124 судна со средним возрастом 45 лет, причем четыре под иностранным флагом. По мнению авторов концепции, при сохранении темпов выбытия количество судов снизится, а их вместимость уменьшится к 2030 г. на 52,7% до 11 631 человек.
По словам вице-президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрия Барзыкина, основными проблемами круизного туризма являются неразвитость инфраструктуры (причалы) и нехватка судов. Кроме того, навигация в РФ крайне короткая. Также, по его мнению, требуется создание продукта, который включал бы не только круиз, но и логистику – обслуживание в портах, доставку продуктов.
Основатель круизного центра «Инфофлот» Александр Сахаров рассказал «Ведомостям», что сейчас у россиян спрос на круизы достаточно хороший, в том числе благодаря закрытию границ и развитию и поддержке внутреннего туризма. Более 80% туристов, которые впервые попробовали круизный туризм в 2020 и 2021 гг., «возвратные», отмечает он. По российским туристам спрос восстановился до уровня 2019 г. или даже чуть выше, но рынок въездного туризма в сложной ситуации, говорит Сахаров: «Его треть составляли иностранцы, которые сейчас не могут въехать».
При создании концепции Ростуризм активно взаимодействовал с круизными операторами, у которых была возможность высказать свое мнение через отраслевые объединения, отметил Сахаров. По его словам, отрасли необходима господдержка для строительства новых судов. «На рынке буквально два-три прецедента пользования лизинговыми программами для строительства круизных судов», – пояснил он. Программа востребована и ее следует продолжать, считает бизнесмен, но нужно, чтобы она действовала не 18, а 25 лет, это позволит окупить вложения.
По его мнению, нужна программа по модернизации флота, на теплоход необходимо 150–200 млн руб. «Механизмами могли бы стать субсидируемые кредиты по хорошей ставке», – говорит Сахаров. По его словам, новые суда стоят более 3 млрд руб., а приобретение и модернизация б/у судна – порядка 500 млн руб.
Концепция подразумевает смешанное частно-государственное финансирование: вначале компании будут вкладывать собственные средства, затем, особенно это касается инфраструктурных проектов, подключатся федеральные и региональные бюджеты, отметила вице-президент Российской судоходной палаты Анна Исаева. По ее словам, пока нет комплексных оценок необходимого финансирования. Инфраструктурные проекты должны оценивать регионы и направлять запрос о финансировании в рамках нацпроекта по развитию туризма.
О смешанном частно-государственном финансировании говорит и руководитель комиссии РСТ по круизному туризму Алексей Расстегаев, отмечающий, что «без частного инвестора реализовать все это будет невозможно». Например, на строительство круизного судна класса река – море требуется около 5 млрд руб., а проект включает также реновацию флота, модернизацию причалов и охватывает всю страну.
Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин считает, что падение спроса в пандемию и ее удар по ключевым потребителям не стимулируют интерес бизнеса к заказу новых судов. «Для развития нужны налоговые льготы для покупателей круизных судов, внедрение механизма предоставления путевок на круизные суда работникам бюджетной сферы», – отмечает он. По примерным оценкам НРА, потребуется до 30 круизных кораблей среднего уровня стоимостью от 7 млрд до 15 млрд руб., а суммарно программа может потянуть на 300–500 млрд руб. в течение 14 лет.
Представитель Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) говорит, что большинство судоходных компаний не в состоянии самостоятельно финансировать строительство судов из-за длительных сроков их окупаемости, высокой стоимости и недоступности длинных кредитных ресурсов. Оптимальным решением ГТЛК видит механизм долгосрочного лизинга с господдержкой. При поддержке государства компания готова профинансировать строительство более 300 судов, в том числе пассажирских и круизных, с общим объемом инвестиций 300 млрд руб. до 2030 г., говорит собеседник. ГТЛК участвует в программе лизинга водного транспорта до 2030 г., которая предусматривает докапитализацию компании из бюджета на 44,6 млрд руб., получение 108 млрд руб. из ФНБ и 108 млрд руб. привлеченных средств.
В федеральном бюджете на 2022 г. на все мероприятия нацпроекта по туризму в 2022 г. выделяется 9,8 млрд руб., в 2023 г. – 24,1 млрд руб., в 2024 г. – 18,5 млрд руб.
Источник «Ведомостей», который участвовал в совещаниях, где рассматривалась концепция, считает, что в целом круизный туризм очень специфический рынок. Это примерно 6% от мирового рынка туризма (для сравнения: городской туризм – 62%). Общий объем круизного туризма в 2019 г. составил $55 млрд, из которых 55% получили две крупные компании из США, которые обслуживают за год 19 млн туристов, говорит собеседник. По его словам, головные компании сегмента из США зарегистрированы в офшорах, на судах используется исключительно зарубежный персонал, на который не распространяется трудовое законодательство. «Эти корабли всегда имеют на борту казино и магазин беспошлинной торговли, и это создает основу для их рентабельности, средний доход на одного пассажира составляет у этих компаний $1500–1700 за 4–5 дней», – рассказал источник.
По его мнению, российские компании не смогут так работать без круглогодичной навигации, без компетенций по строительству судов на 6000 туристов и 2500 человек экипажа. «Экономика американских круизных гигантов – это огромная машина по эксплуатации подвижного состава. Суда простаивают у них по 6 часов за пять дней в момент погрузки и выгрузки пассажиров», – отметил он. «Мы пытаемся имитировать внешнюю оболочку, не понимая ее содержания. Субсидирование не даст доходности инвестиций», – подчеркнул собеседник издания.