ФАС готова обсуждать госрегулирование цен на мазут

Стоимость топлива в России выросла с начала года более чем на треть
В северных регионах мазут используется тепловой генерацией
В северных регионах мазут используется тепловой генерацией / Павел Львов / РИА Новости

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) готова обсуждать с Минфином и Минэнерго введение госрегулирования цен на мазут, заявил 18 ноября глава ФАС Максим Шаскольский в ходе правительственного часа в Совете Федерации.

На проблему дорогого мазута, который в северных регионах используется тепловой генерацией, обратил внимание представитель Мурманской области в СФ Константин Долгов.

«Есть регулирование тарифов на тепловую энергию, возможно, пора предпринять шаги в этом направлении (госрегулирование цен на мазут). Что можно сделать? Мы находимся в процессе обсуждения с Минфином по поводу прямой компенсации из федерального бюджета выпадающих доходов для региональных бюджетов», – сказал он (цитата по «Интерфаксу»).

В качестве выхода из ситуации Долгов назвал введение госрегулирования цен на мазут либо увеличение для НПЗ нормы биржевых продаж мазута. Сегодня она составляет 3% от общего объема производства (норма для бензина – 11%, дизтоплива – 7,5%).

Шаскольский сказал, что, по его мнению, причина проблем с обеспечением мазутом в том, что в России его производят мало. Он привел несколько вариантов решения проблемы: «Нужно увеличивать объемы [выпуска]. <...> если будет больше на бирже продаваться, цены пойдут вниз. Либо вводить регулирование, либо помощь из бюджета».

В Минфине переадресовали вопросы «Ведомостей» в ФАС, в Минэнерго не ответили на запрос. Представитель ФАС сказал «Ведомостям», что ведомство при расчете компенсаций за мазут предлагает принимать не цену закупки топлива, а цену топлива, которая учитывается в себестоимости производства тепловой энергии. «Стоит проработать вопрос автоматической компенсации обоснованных затрат на топливо, если его стоимость значительно выросла по сравнению с заложенными в тариф средствами», - пояснил он.

Биржевая стоимость мазута выросла с января на 36% до 25 091 руб. за 1 т, свидетельствуют данные СПбМТСБ. При этом в сентябре был зафиксирован абсолютный исторический максимум цены на это топливо – 26 900 руб./т. Предыдущий ценовой пик приходится на 2018 г., тогда стоимость мазута достигала 21 000 руб./т.

По данным ЦДУ ТЭК, в России в октябре производство мазута увеличилось на 1,7% до 4 млн т. Крупнейшим производителем является «Роснефть», на которую, по данным ЦДУ ТЭК, пришлось около 40% общероссийского выпуска мазута, на «Лукойл» – 10%, «Сургутнефтегаз» – 15%, «Газпром» и «Газпром нефть» – 11%.

Но для большинства энергокомпаний тема стоимости мазута не слишком важна. Представители «Т плюс», Сибирской генерирующей компании (входит в СУЭК) и «Квадры» сказали «Ведомостям», что мазут как основное топливо не используется. «Т плюс» в 2021 г. использует около 21 000 т мазута (менее 0,01% от общего объема топлива). «Мазут используется только для проверки оборудования перед началом отопительного сезона на тех станциях, где он является резервным топливом», – добавил представитель компании.

Зачем энергетикам мазут

Для энергетиков мазут является распространенным резервным топливом. По правилам ТЭС должна иметь два источника топлива: одним обычно является газ или уголь, вторым – чаще всего запас мазута, хранящийся на станции. Но в реальности мазут на ТЭС практически никогда не сжигают, хотя время от времени его запасы приходится обновлять, закупая новое топливо.

Лишь в ТГК-1 (дочерняя структура «Газпром энергохолдинга» – ГЭХ) мазут является основным топливом на Мурманской ТЭЦ. Как говорит представитель компании, ТЭЦ требуется около 250 000 т мазута в год и рост цен на него чувствителен. «В тарифе для конечных потребителей заложена стоимость топлива ниже рыночной, компания зависит от компенсации в разнице цен из регионального бюджета и вынуждена использовать займы для текущей деятельности», – говорит представитель ГЭХ.

Для Мурманской ТЭЦ, по мнению ФАС, целесообразно при планировании закупки топочного мазута «исходить из необходимости заключения как минимум годовых контрактов», говорит представитель ведомства. И добавляет, что с учетом тренда по снижению выработки топочного мазута, также не лишним будет проработать возможность использования альтернативных источников топлива для выработки тепловой энергии - например, сжиженного и компримированного природного газа.

Кроме отдельных станций в изолированных регионах мазут является резервным топливом и область его применения ограничена периодами запуска станций и переключения на мазут во время сверхнизких температур, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр. «С этой точки зрения регулирование цен на мазут важно для отдаленных районов», но в целом это не повысит маржинальность и не снизит тарифы, добавил эксперт. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин добавил, что доля энергогенерации на мазуте в России составляет около 1%.

Правительство стимулировало в нефтяной отрасли инвестиции в модернизацию НПЗ для наращивания выпуска бензина и дизтоплива. Минэнерго заключает с компаниями инвестсоглашения о модернизации НПЗ в обмен на получение льгот (инвестнадбавка к возвратному акцизу на нефтяное сырье). Весной 2021 г. было подписано 14 таких соглашений, в том числе с четырьмя заводами «Роснефти» (Новокуйбышевским, Сызранским, Туапсинским и Комсомольским НПЗ) и двумя «Газпром нефти» (Московским и Омским НПЗ).

Таким образом, мазут стал побочным продуктом при переработке. Особенно сильно это ударило по заводам с высокой долей темных нефтепродуктов после 2017 г., когда экспортная пошлина на мазут была приравнена к пошлине на нефть. Кроме того, международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) с 2020 г. запретила использовать мазут с содержанием серы более 0,5% в качестве судового топлива.

Производство мазута на российских НПЗ убыточно, потери чистой маржи в среднем составляют от 2600 до 4100 руб. за 1 т сырья, отмечает руководитель проектов ИГ «Петромаркет» Анна Лишневецкая.

Руководитель международной практики КПМГ Антон Усов отметил, что мазут является, прежде всего, сырьем и при глубокой переработке его выход практически отсутствует. Эксперт уточнил, что часть региональных котельных (в некоторых субъектах – выше 70%) работает на сжигании мазута, что приводит к его дефициту. «На мой взгляд, госрегулирование избыточно, нужно вводить субсидии нуждающимся потребителям», – заключил он.

В среднем рентабельность производства мазута составляет от 1 до 5%, отметил Гришунин. «Цены на мазут растут по причине роста экспортного нетбэка, на который, с одной стороны, влияют растущие на мировом рынке цены на нефть, а с другой – покупка валюты для формирования золотовалютных резервов ЦБ и ФНБ ослабляет курс рубля», – отметил эксперт.

Гришунин также добавил, что предпринимаемые ранее попытки регулирования цен на топливо в РФ позволяли лишь временно задержать рост цен. Эксперт полагает, что увеличение обязательной продажи мазута через биржу проблемы роста цен не решит, а госрегулирование позволит это сделать лишь на некоторое время. Действенной мерой поддержки, по его мнению, могло бы стать субсидирование регионов для закупки мазута в случае резкого роста цен на него.

«Ведомости» направили запросы в «Роснефть», «Газпромнефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Татнефть» и «Газпром».