Чем грозит Белоруссии перекрытие российского газопровода в ЕС
Но вероятность таких действий со стороны Лукашенко пока ничтожно мала, считают экспертыУгрозы президента Белоруссии Александра Лукашенко перекрыть газопровод Ямал – Европа в случае закрытия границ между его страной и входящими в ЕС Польшей и Литвой уже вызвали ответную реакцию в ЕС. «В вопросах поставок газа мы должны максимально использовать наши отношения со странами-поставщиками – государствами Африки, Норвегией, Россией, – и мы не позволим Лукашенко запугать нас своими угрозами», – заявил 11 ноября еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони.
Ранее в четверг Лукашенко заявил, что через Белоруссию идет магистральный экспортный газопровод Ямал – Европа, причем в последнее время объемы транзита газа из России на Запад значительно увеличились. «Мы обогреваем Европу, они нам еще угрожают, что закроют границу. А если мы перекроем природный газ туда?» – пригрозил Лукашенко.
Экспортный газопровод Ямал – Европа проходит через территорию России, Белоруссии, Польши и Германии. Его белорусский участок подконтролен «Газпрому», он является и оператором трубы. Мощность Ямал – Европы составляет 32,9 млрд куб. м газа в год.
Заявления Лукашенко прозвучали как ответ на угрозы польских властей. В среду, 10 ноября, пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер сообщил, что польские власти допускают возможность полного закрытия границы между Польшей и Белоруссией из-за кризиса с беженцами с Ближнего Востока, которые попыталась пересечь белорусско-польскую границу. Вопрос о новых санкциях против Белоруссии в связи с этим власти ЕС рассмотрят 15 ноября.
Как отмечает проректор Государственного академического университета гуманитарных наук Вячеслав Сутырин, заявление Лукашенко – это пока «риторический подъем ставок» в ответ на угрозы Варшавы перекрыть границу. Прекращение транзита газа нанесет наибольший урон именно Варшаве, хотя о фатальном ущербе говорить все равно не приходится, сказал Сутырин «Ведомостям». От таких мер пострадают и Германия, и Россия. Эксперт уверен, что Лукашенко не намерен в сложившейся ситуации портить отношения с Москвой, поэтому перекрытие газопровода теоретически возможно только при радикальной эскалации конфликта, например прямом столкновении белорусских и польских силовиков на границе. Прекращение транзита невыгодно и Минску, ведь это несет за собой большие штрафы и неустойки согласно контрактам. «Пока что белорусское руководство не находится в критическом положении, чтобы идти на такие крутые меры», – резюмирует Сутырин.
С конца октября российская компания не осуществляла поставок по газопроводу Ямал – Европа, после чего оператор польского участка EuRoPol Gaz (СП «Газпрома» и польской PGNiG) включил реверсивную прокачку. 8 ноября реверсивная прокачка прекратилась – и «Газпром» вновь начал поставки энергоресурса по газопроводу Ямал – Европа, выполняя распоряжение президента РФ Владимира Путина о более активном наполнении подземных хранилищ газа (ПХГ) компании, расположенных в ЕС.
Согласно данным немецкого оператора Gascade, 10 ноября максимальная мощность поставок составила 1,47 млн куб. м в час, однако утром 11-го интенсивность прокачки упала более чем на 30%.
При этом в Европе сегодня сохраняется дефицит загрузки ПХГ. По данным Gas Infrastructure Europe, на 9 ноября (последние доступные данные) хранилища были заполнены на 75%, в них было закачано около 80 млрд куб. м газа. Это на 19% меньше, чем годом ранее. Кроме того, российская компания не объявляла торгов с 8 по 12 ноября на своей электронной торговой площадке, следует из данных «Газпром экспорта». По данным биржи ICE, на 15.30 мск 11 ноября на голландском хабе TTF 1000 куб. м газа стоила $865.
Газопровод Ямал – Европа проходит через территорию Белоруссии, поэтому технически прокачка газа по нему может быть остановлена по решению Минска, отметил инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов.
Но, по мнению эксперта, это крайне маловероятный сценарий развития событий. «Белоруссия получает деньги за транзит российского газа, отказываться от этих средств не в интересах Минска. Кроме того, подобное решение нанесло бы тяжелый удар по отношениям с Россией, которая в нынешних условиях не заинтересована в прекращении поставок газа в Европу», – отметил он. Сумму, которую получает Минск за прокачку российского газа, эксперты не называют.
Суверов добавил, что даже в случае прекращения поставок газа через Белоруссию «Газпром» сможет выполнить обязательства в рамках долгосрочных контрактов, загрузив «обходные маршруты», прежде всего через ГТС Украины и «Турецкий поток».
По мнению юриста Art de lex Марата Самарского, Белоруссии будет сложно подтолкнуть «Газпром Трансгаз Беларусь», которая на 100% принадлежит «Газпрому», к остановке транзита. «Это может быть сделано в случае введения некоего аналога режима ЧС, в рамках которого Белоруссия приостанавливает любые обязательства по транзиту продукции в интересах национальной безопасности и в качестве ответа на «недружественные» шаги других государств», – отметил юрист. Однако такой шаг вызовет протест со стороны Москвы, добавил эксперт.
Более «мягким» вариантом, по мнению Самарского, могла бы стать приостановка транзита по техническим причинам, связанным с обеспечением бесперебойной работы газопровода, на четко установленный срок. Юрист добавил, что газопроводы часто останавливаются на плановое обслуживание и ремонт, но Минск теоретически может найти основания для проведения внепланового обслуживания белорусского участка Ямал – Европы.
Физическое прекращение транзита возможно, но для этого Минску необходимо будет отобрать контроль над газопроводом у «Газпрома», а это приведет к серьезному конфликту с Россией, отметил старший аналитик BCS Global Markets Рональд Смит.
По оценке эксперта, «Газпром» сможет выполнить свои контрактные обязательства без использования Ямал – Европы, только если будет получено одобрение ЕС на прокачку газа по «Северному потоку – 2».
При этом Смит полагает, что использование украинского транзита не позволит полностью компенсировать поставки через Белоруссию.
Управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский отметил, что де-юре работа всей инфраструктуры «Газпрома» на территории Белоруссии регламентируется законодательством республики, в том числе указами президента.
Однако он подчеркнул, что транзит газа по территории Белоруссии осуществляется на коммерческой основе и если поставки будут остановлены по причинам, которые нельзя отнести к форс-мажорным, то белорусской стороне придется платить штраф.
«Осмелюсь предположить, что это экономические риски, которые могут существенно повлиять на решимость Минска в части реализации таких намерений», – заключил эксперт.