В России могут создать пассажирскую судоходную госкомпанию

За освоение господдержки, видимо, будут традиционно бороться ГТЛК и ОСК
Сергей Пивоваров / РИА Новости
Сергей Пивоваров / РИА Новости

В конце сентября на заседании правительственной комиссии по туризму обсуждалась возможность создания единой судоходной госкомпании в качестве заказчика строительства и владельца пассажирских, а также грузопассажирских судов. По итогам совещания Минтрансу, ФАС, Минфину, Минпромторгу и другим заинтересованным организациям было поручено проработать вопрос о целесообразности создания такой компании и источниках ее финансирования (протокол решения есть в распоряжении «Ведомостей»). Доклад в правительство по этому вопросу должен быть представлен к 30 ноября.

Представитель вице-премьера Дмитрия Чернышенко (председатель правкомиссии) подтвердил обсуждение инициативы. Он уточнил, что пока о формате и деталях реализации говорить преждевременно, поскольку вопрос анализируется в ведомствах. В целом, по его словам, предложение заслуживает проработки, но его целесообразность надо подтвердить.

Сейчас в России основной объем туристических (круизных) перевозок по внутренним водным путям осуществляют частные компании «Водоходъ», «Мостурфлот», СК «Инфофлот», «Донинтурфлот», «Пассажирский флот», «Спутник-Гермес» и др. Они эксплуатируют около 80 круизных судов. Транспортная стратегия России предполагает, что к 2035 г. объем перевозок пассажиров по внутренним водным путям может достичь 21 млн человек в год. Это на 90% выше, чем в доковидном 2019 году.

Более 65%

пассажирских судов работают за пределами допустимых сроков эксплуатации

При этом, по данным «Infoline-аналитики», средний возраст пассажирских судов внутреннего флота России на II квартал 2021 г. составлял 38 лет, а круизных судов – более 49 лет. Более 65% пассажирских судов работают за пределами допустимых сроков эксплуатации, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. По его оценкам, потребность в новых пассажирских судах в 2021–2030 гг. составит не менее 100 единиц в год.

Собеседник «Ведомостей» в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК, в заседании правкомиссии не участвовала) рассказал, что речные круизные суда для СССР строились в основном в ГДР, Венгрии, Чехословакии. Их было построено более 250, а в 90-е гг. закупались суда в Западной Европе. Сейчас на ходу меньше половины из них со средним сроком эксплуатации 45 лет, говорит собеседник.

У ОСК есть проекты новых пассажирских судов и мощности, чтобы их строить, говорит представитель компании. Он отметил ряд таких проектов, в частности круизное судно проекта PV300 «Мустай Карим», построенное на нижегородской верфи ОСК «Красное Сормово». Это первый за 60 лет круизный теплоход, созданный в России, говорит собеседник «Ведомостей». В Астрахани на ССЗ «Лотос» достраивается по похожему проекту «Петр Великий» на 310 человек, который будет сдан в 2022 г. Параллельно ведется работа над концепцией меньшего судна на 200 человек. «ОСК надеется на относительно длинную серию однотипных судов, поскольку серийность позволяет и избавиться от «детских болезней» проекта, и сделать его экономически более привлекательным», – отметил представитель корпорации.

Бурмистров из «Infoline-аналитики» отметил, что в 2021 г. у российских туристов существенно вырос спрос на круизы и стало очевидно, что основная часть флота не удовлетворяет их потребностям с точки зрения сервиса. Это ограничивает доходы круизных операторов из-за невозможности повышать цены и обеспечивать полную загрузку. В результате даже с учетом мер поддержки обновления флота большинство операторов не могут осуществлять серийный заказ новых судов, говорит он.

С ним согласен и представитель ОСК. По его словам, большинство пассажирских перевозок являются социально значимыми и не генерируют самостоятельный денежный поток, поэтому необходима разработка отдельных программ поддержки и финансирования строительства новых судов.

Бурмистров считает, что создание пассажирской судоходной госкомпании в сегментах пассажирских перевозок и круизов целесообразно. «Это позволит в партнерстве с крупнейшими лизинговыми компаниями ускорить обновление флота за счет крупносерийного строительства судов с высоким уровнем локализации», – говорит он. По его словам, масштабная синергия и снижение рисков для создаваемой компании могут быть достигнуты при использовании схемы операционного лизинга, программу которого для водного транспорта в 2021–2022 гг. планирует запустить Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).

ГТЛК и ОСК в лице дочернего «Машпромлизинга» ведут борьбу за бюджетные средства на лизинг водного транспорта с 2017 г., когда правительство не смогло определиться, кто станет оператором программы по строительству судов. В 2018 и 2019 гг. госсредства на льготный лизинг получала только ГТЛК. В ГТЛК от комментариев отказались.

Представитель ОСК рассказал, что в программе лизинга судов на период до 2030 г., разработанной корпорацией, предусмотрены и условия для пассажирских судов. В 2008–2010 и 2016–2018 гг. из бюджета на программу выделено 15,44 млрд руб., с 2009 по 2020 г. законтрактовано 56 судов на 25,74 млрд руб. В 2021 г. в уставный капитал «Машпромлизинга» внесено 6,4 млрд руб. из бюджета под проекты лизинга пассажирских судов, добавил собеседник издания. С использованием этих средств и денег коммерческих банков планируется построить и передать в лизинг 40 пассажирских судов (пять судов уже построено, четыре передано в лизинг).

За все время на программу выделено 21,84 млрд руб., в соответствии с запросами судовладельцев необходимо еще значительное бюджетное финансирование, говорит представитель ОСК. «Для операторов пассажирских судов окупаемость возможна только при использовании средств по ставке не более 2,5% годовых в рублях на срок не менее 15 лет. Все это как раз нашло отражение в программе лизинга ОСК», – пояснил он.

У ГТЛК пока нет отдельной программы льготного лизинга пассажирских и круизных судов. Но на том же заседании правкомиссии по туризму обсуждался вопрос финансирования инвестпроекта ГТЛК «Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта» за счет средств ФНБ на условиях предоставления средств под 1,5% годовых на строительство круизных судов.

«Ведомости» направили запросы в судоходные компании, Ростуризм, ФАС, Минтранс и Минпромторг.