Рынок сладостей восстанавливается после пандемии

Этому способствует рост продаж шоколадных батончиков, тортов и круассанов
Российские кондитеры уже практически отыграли падение производства
Российские кондитеры уже практически отыграли падение производства / Ruth Georgiev

Продажи сладостей увеличиваются: за первые три квартала 2021 г. россияне, по данным исследовательской компании NielsenIQ, стали больше покупать шоколадных батончиков (+9,5% год к году), упакованных нешоколадных конфет (+5), упакованного печенья (+2,8%), тортов и круассанов (+1,7%) и т. д. При этом часть категорий продуктов за этот период показала снижение продаж – например, сладкое печенье на развес (-12,9%) и шоколадные плитки (-3,6%), следует из исследования.

Если же сравнивать с допандемийным 2019 годом, то наибольшие продажи показали три продукта: шоколадные батончики (+9,6%), драже в шоколаде (+4,2%), упакованные нешоколадные конфеты (+5%). Эти категории ощутимо упали в прошлом году, поэтому высокий рост аналитики NielsenIQ объясняют эффектом низкой базы.

Продажи же других отдельных кондитерских изделий стабильно увеличивались в 2020 г. и продолжили расти и в этом – шоколадная паста (+1,3% в первые три квартала 2021 г.), вафли в шоколаде (+7,5%) и сладкое упакованное печенье (+2,8%). Сильные показатели по шоколадной пасте представитель NielsenIQ объясняет тем, что эта категория уже не первый год развивается в том числе за счет увеличения ассортимента со стороны игроков этого рынка, а также активного маркетингового продвижения самого продукта. Что касается вафель в шоколаде и сладкого печенья, то их рост во многом был обусловлен тем, что люди во время пандемии стали больше покупать такие товары домой.

За счет роста продаж отдельных категорий рынок кондитерских изделий почти в 2 раза сократил прошлогоднее падение, связанное с кризисом, вызванным пандемией коронавируса. За девять месяцев этого года продажи, по данным NielsenIQ, упали лишь на 1,4%, тогда как в прошлом году они сократились на 2,7% в натуральном выражении. В деньгах же аналитики компании отмечают рост: +6,9% за три квартала 2021 г. против потерь в 1,7% в том же периоде 2020 г. В абсолютном выражении она данные не предоставила. Из отчета Euromonitor International следует, что общие продажи кондитерских изделий по итогам 2020 г. составили 585,9 млрд руб., что примерно на 2% меньше, чем годом ранее.

С выводами NielsenIQ согласны и другие участники рынка. О росте потребления сладкого упакованного печенья, весовых конфет, шоколадных батончиков, зефира и пастилы в трех кварталах 2021 г. говорит и исполнительный директор Ассоциации предприятий кондитерской промышленности («Асконд») Вячеслав Лашманкин.

Российские кондитеры, по его словам, уже практически отыграли падение производства в -2,2%, произошедшее в 2020 г. По данным «Асконд», по итогам девяти месяцев было выпущено 1,85 млн т кондитерских изделий – это на 2,9% больше, чем годом ранее. По итогам же всего года рост, по прогнозу Лашманкина, составит 1,5%.

Рост производства кондитерских изделий подтвердил «Ведомостям» и президент кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев (+15% по отношению к первым трем кварталам 2020 г.), а также представитель «Мон’дэлис Русь» (рост объемов продаж в несколько процентов, точные значения он не раскрыл). Представители других производителей, а также некоторых крупных ритейлеров (X5 Group, «Ашан», «Лента», «Вкусвилл») на запросы не ответили. В «Азбуке вкуса» отметили рост продаж в этом году ряда категорий сладостей, в частности конфет, леденцов и драже, мармелада, сдобы и тортов. Однако снизились продажи плиточного шоколада, крекеров, рулетов, шоколадных конфет и печенья. Представитель «Магнита» отметил, что на снижение в 2020 г. повлияли режим самоизоляции и ковидные ограничения, когда в магазинах снизился трафик основных покупателей мелкоштучных сладких изделий – студентов, школьников и офисных работников (чаще всего брали такие товары на перекус вне дома), в настоящий момент спрос стабилизировался.

Что касается падения продаж по шоколаду, то эксперт считает, что оно может быть «с избытком компенсировано за счет роста спроса на такую продукцию в преддверии новогодних праздников». Шоколад и изделия из него традиционно являются одной из наиболее популярных категорий кондитерских изделий в России, отмечает Лашманкин. С такими выводами согласен и представитель «Мон’дэлис Русь»: по его данным, более 40% россиян дарят шоколад на Новый год своим близким и знакомым.

Российские кондитеры уже практически отыграли падение производства