В Киеве считают, что Россия не пропускает на Украину казахстанский уголь
Угольщики не могут провезти дополнительное топливо из-за роста экспортного спроса, предполагают эксперты и участники рынка4 ноября глава комитета Верховной рады (парламента) Украины по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус в соцсетях заявил, что Россия препятствует транзиту угля из Казахстана на Украину. «Технически блокировка происходит на уровне РЖД, которая не подтверждает проезд вагонов с таким углем», – пояснил он. По его словам, ограничения связаны только с энергетическим углем.
На следующий день наличие ограничений подтвердила ТАСС казахстанская сторона. «Полностью Россия не блокировала поставку угля, но есть некоторые ограничения в связи с загруженностью инфраструктуры с российской стороны», – сказал пресс-секретарь министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Мадияр Уакпаев.
Представитель РЖД, отвечая на вопрос «Ведомостей», подтвердил, что никаких искусственных ограничений со стороны компании в перевозках грузов из Казахстана нет. По его словам, сейчас есть повышенный спрос на перевозки угольной продукции в западном направлении со стороны как российских, так и казахстанских грузоотправителей. За 10 месяцев 2021 г. РЖД перевезла транзитом 6,8 млн т угля из Казахстана, что является «абсолютным рекордом перевозок за все время и более чем на 40% превышает показатель за аналогичный период прошлого года», подчеркнул собеседник издания. Также он отметил, что приоритет распределения провозных способностей при избыточном спросе определяется правилами недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД.
По словам гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, ежемесячный транзит угля на Украину из Казахстана невелик и стабилен, в среднем 68 000 т в месяц в 2019–2021 гг., он варьировался в диапазоне от 45 200 до 95 400 т в период с января 2020 г. по сентябрь 2021 г. Для сравнения: Россия поставляет украинским потребителям 1,3–1,7 млн т ежемесячно, говорит управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин.
Бурмистров добавляет, что Украина традиционно в ноябре увеличивает закупки в Казахстане (например, в ноябре 2020 г. до рекордных 95 400 т) и с учетом прекращения отправок из России украинские покупатели запланировали рекордный рост (как минимум до 138 000 т). «По этой причине у некоторых казахстанских отправителей могли возникнуть локальные сложности с согласованием заявок на перевозку в связи с дефицитом полувагонов», – полагает эксперт.
По словам зампредседателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава (АОЖДПС) Дениса Семенкина, сегодня нет ограничений на перевозку грузов в направлении Украины, но есть ограничения на прием грузов в Польшу, куда товары попадают через Украину. «Если речь идет о том же казахстанском угле в сторону Польши через Украину, то его Казахстан отправить действительно не может», – пояснил Семенкин. Но такие ограничения вводились и раньше, в том числе и до конфликта с Украиной, и обычно они объяснялись технологическими проблемами, говорит эксперт.
При этом с июня 2019 г. все компании в России обязаны каждый месяц получать разрешение у кабмина на поставку угля на Украину. С 1 ноября 2021 г. РФ официально прекратила экспорт на Украину энергоугля марок А (антрацит) и П (постный). В Минэкономразвития объяснили это растущим спросом на внутреннем рынке. Но Россия в ноябре должна поставить Украине уголь других марок, обеспечив более половины импорта страны. Министр энергетики Украины Герман Галущенко сказал ТАСС 3 ноября, что Киев не будет обращаться к Москве с просьбой возобновить поставки.
Украина испытывает дефицит угля с начала 2021 г., осенью ситуация ухудшилась на фоне рекордного роста цен на энергоносители. По данным «Укрэнерго» на 1 ноября, запасы угля на ТЭС за неделю снизились на 7% до 542 800 т.
4 ноября, по словам первого зампреда комитета Верховной рады по вопросам бюджета Ивана Крулько, из 88 энергоблоков ТЭС функционируют только 37.
Независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов рассказал «Ведомостям», что цены на уголь на Украине достигают $260–306 за 1 т, запасы составляют 430 000–530 000 т, тогда как планировался объем в 2–3 млн т. «Такого количества Украине однозначно не хватит для прохождения зимнего сезона без веерных отключений», – отметил он. Закупки же угля в ЮАР, США и Польше по цене $300 за 1 т не предусматривают серьезных объемов, добавляет эксперт. За 10 месяцев 2021 г. доля России в импорте угля на Украину, по оценкам Хазанова, составила 60–65%, тогда как Казахстана – 15%. Остальное пришлось на долю поставщиков из разных стран, в значительной степени из Польши, говорит он. «Будет совсем неудивительно, если шли транзитные продажи российского угля через европейских трейдеров», – подчеркнул эксперт.
По России уголь идет на экспорт в Европу через порты Северо-Запада (Усть-Луга) и сухопутные погранпереходы в Польшу. Еще в начале октября железнодорожные операторы сообщали «Ведомостям», что количество заявок на перевозки угля значительно увеличилось на фоне роста спроса в Европе из-за энергокризиса. Цена фьючерсного контракта на уголь при поставках на хаб в Роттердаме 5 ноября составила $145 за 1 т, свидетельствуют данные торгов. «Это по-прежнему очень высокий уровень, но фактически на $60–470 ниже, чем в прошлом месяце», – пояснил Гришунин.
По данным РЖД, за 10 месяцев 2021 г. погрузка угля выросла на 7% до 309 млн т, это около 30% от всех грузоперевозок. В структуре экспортного грузопотока доля угля – более 50%. Погрузка угля в порты в январе – сентябре выросла на 12,8%, превысив 137,3 млн т. Но более половины, 71,4 млн т, отправлено в порты Дальнего Востока. При этом в последние полгода спрос на вагоны под уголь растет во всех направлениях, уточняют источники в крупных операторских компаниях. Это, по их мнению, как вызывает локальный дефицит парка, так и усиливает ограничения пропускной способности железных дорог.
При этом о возможных искусственных ограничениях перевозки угля на Украину еще в ноябре 2014 г., в разгар военных действий в Донбассе, писал «Коммерсантъ», ссылаясь на источники среди железнодорожных операторов. Тогда они утверждали, что поставки энергоугля на Украину заморожены, хотя телеграммы или письменного запрета от РЖД не поступало. По их словам, ограничение действовало через электронную систему подготовки и оформления перевозочных документов ЭТРАН.
Но Семенкин из АОЖДПС считает, что не нужно сравнивать нынешнюю ситуацию с 2014 г., и говорит, что в отношении Казахстана РЖД всегда вела себя лояльно. Так, в 2021 г. при перевозках казахстанского угля в прибалтийские порты установлена 50%-ная скидка. Он также пояснил, что если уголь отправляют из другой страны транзитом через РФ, то грузоотправители не согласовывают перевозку с РЖД. Это делает сама железнодорожная администрация, на территории которой осуществляется отправление грузов, и РЖД подтверждает или не подтверждает транзит, отмечает Семенкин.
Минтранс РФ, министерство индустрии и инфраструктурного развития и минэнерго Казахстана, железнодорожные операторы и казахстанские угольные компании на вопросы «Ведомостей» не ответили.