Продавцы одежды предлагают расширить список товаров, подлежащих маркировке

Возможно, дело в конфликте интересов и личной заинтересованности
Письмо было подготовлено по предложениям членов рабочей группы по маркировке товаров обуви и легкой промышленности, в которую входят более 140 участников
Письмо было подготовлено по предложениям членов рабочей группы по маркировке товаров обуви и легкой промышленности, в которую входят более 140 участников / Евгений Разумный / Ведомости

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ, в нее входят «Снежная королева», «Спортмастер», Familia и проч.) предложила Минпромторгу расширить перечень видов одежды, подлежащих обязательной маркировке. Соответствующее письмо было направлено 25 октября, «Ведомости» ознакомились с его копией. Представитель Минпромторга получение письма подтвердил. По его словам, предложения о расширении списка товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке, поступают в министерство регулярно.

Необходимость маркировки авторы письма объясняют тем, что многие производители, импортеры и ритейлеры являются мультитоварными: в их ассортименте присутствует как маркируемая, так и немаркируемая одежда. Так, 1 января этого года такая мера стала обязательной для кожаной одежды, некоторых видов пальто, а также постельного, кухонного и столового белья, напоминает представитель оператора системы прослеживаемости товаров – компании «Центр развития перспективных технологий» (ЦРПТ, на 50% принадлежит USM Holdings Алишера Усманова и его партнеров, по 25% – у госкорпорации «Ростех» и управляющего партнера Almaz Capital Александра Галицкого). Это усложняет работу и приводит к дополнительным издержкам, говорится в письме. Там также отмечается, что зачастую потребители не могут визуально определить, относятся те или иные товары к маркируемым или нет, в связи с чем формируют большое количество обращений о нарушениях в случаях, когда по факту их нет. Это, в свою очередь, затрудняет работу контролирующих органов. По словам сопредседателя комитета по цифровым инициативам АКОРТ Анны Орловой, письмо было подготовлено по предложениям членов рабочей группы по маркировке товаров обуви и легкой промышленности, в которую входят более 140 участников. ЦРПТ поддерживает эту идею, это позволит снизить долю нелегального рынка, утверждает его представитель. Он также подчеркивает, что расширение перечня маркируемых товаров не потребует дополнительных затрат от бизнеса и не приведет к подорожанию изделий, так как все процессы уже отлажены. Но однозначная позиция представителей отрасли о возможных сроках введения системы мониторинга не сформирована, говорит представитель Минпромторга.

С предложениями о расширении маркировки в корне не согласен вице-президент Ассоциации предприятий спортивной индустрии (Nike, Adidas, Forward и др.) Дмитрий Вишняков: маркировка предназначенных для российского рынка товаров наносится не на заводах, а на складах в приграничных территориях. Для этого нанимаются специальные компании, которые организуют нанесение кодов, после чего продукция направляется в Россию. Такая схема не имеет технических трудностей, а лишь приводит к существенным дополнительным затратам, размер которых для каждого игрока может достигать нескольких миллионов долларов.

2,34 трлн руб.

составил объем розничного рынка одежды, обуви и аксессуаров (без учета трансграничной торговли) в 2020 г., по данным «Infoline-аналитики». В этом году, по прогнозу компании, в связи с повышением цен и восстановлением спроса этот показатель вырастет на 24% до 2,9 трлн руб.

Производители спортивной одежды не поддерживают маркировку в целом, говорит Вишняков. По его словам, официальная цель системы мониторинга – борьба с нелегальной продукцией – не реализуется. Маркировка обуви, в частности, стала обязательной с 1 июля 2020 г. и за это время доля контрафакта не сократилась, утверждает Вишняков. Он затрудняется оценить объем такой продукции, но отмечает, что недобросовестные производители в настоящее время могут приобрести коды, которые наносятся на товары для прослеживаемости их движения, не напрямую у ЦРПТ, а у сторонних продавцов. Таким образом, по его словам, контрафактная продукция маскируется и попадает в легальные каналы продаж.

Представитель «Снежной королевы», одного из инициаторов письма в Минпромторг, обращает внимание на сложности с логистикой и учетом из-за наличия в ассортименте компании как маркируемой, так и немаркируемой продукции. Расширение перечня изделий позволит эти проблемы решить, считает собеседник «Ведомостей».

Вишнякова при этом удивляет интерес «некоторых ритейлеров» в расширении маркировки, он не исключает, что существует конфликт интересов, заключающийся в том, что соучредители отдельных компаний получают дополнительный доход от системы мониторинга. Речь может идти о «Снежной королеве».

Что будут маркировать

Маркировать предлагают, в частности, изделия из искусственного меха, спортивные костюмы, юбки, брюки, галстуки и ряд других наименований. Они разделены на три группы. Обязательная маркировка первой из них (рубашки, блузки, плащи и др.), согласно обращению, должна стартовать с сентября следующего года, второй (шарфы, шали, галстуки) – с ноября 2022 г., третьей (свитеры, кардиганы, различные виды костюмов) – с марта 2023 г.

В мае 2020 г. ЦРПТ стал владельцев 49% в ООО «Сптсервис», которое разработало технологию нанесения кодов для маркировки. Оставшаяся доля в этой компании принадлежала ООО «Софтпротейтинг», основной владелец которого – Вугар Исаев, основатель «Снежной королевы». В августе этого года доля ЦРПТ в «Сптсервисе» перешла самой компании. Представитель «Снежной королевы» комментарии по этому вопросу не предоставил, сообщив лишь, что бенефициарами системы маркировки являются все легальные компании, вынужденные бороться с незаконной продукцией. Представитель ЦРПТ аффилированность со «Снежной королевой» и другими представителями отрасли опроверг. Он обращает внимание, что, к примеру, маркировка шуб, которыми в основном и торгует «Снежная королева», началась в 2016 г. – задолго до создания ЦРПТ и назначения его единым оператором системы мониторинга.

Очевидно, что маркировка будет распространена на все основные категории в легкой промышленности, вопрос только в последовательности и времени, говорит генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он отмечает, что из-за подорожания сырья и роста затрат на логистику стоимость одежды в 2021 г. в среднем и так выросла на 20–30%. На фоне этого увеличение издержек из-за расширения системы мониторинга если и произойдет, то заметным для розницы особо не будет, утверждает эксперт.