Чего ждать от завтрашней встречи ОПЕК+

Она пройдет под сильнейшим дипломатическим давлением со стороны импортеров нефти
Ryad Kramdi / AFP
Ryad Kramdi / AFP

Намеченная на 4 ноября встреча стран – членов соглашения ОПЕК+, на которой будут определены дальнейшие параметры сделки по ограничению добычи нефти, не должна принести сюрпризов, считают опрошенные «Ведомостями» аналитики.

«Участники сделки явно высказались в поддержку действующего плана поэтапного наращивания добычи на 400 000 барр./сутки», – сказал «Ведомостям» старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. Руководитель международной практики КПМГ Антон Усов добавляет, что текущие нефтяные котировки комфортны для производителей нефти, поэтому они будут действовать «в соответствии с ожиданиями рынка». С тем, что на встрече в четверг с большой долей вероятности не будет неожиданностей, согласен также управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Виталий Громадин.

Эти прогнозы подкрепляются последними заявлениями со стороны России, Саудовской Аравии и Кувейта.

В частности, министр нефти и высшего образования Кувейта Мохаммед аль-Фарес «высоко оценил» принятую стратегию ОПЕК+, передавало 1 ноября кувейтское агентство Kuna. А российский вице-премьер Александр Новак после встречи с министром энергетики Саудовской Аравии в конце октября подчеркивал, что пока странам ОПЕК+ «следует придерживаться принятого плана по наращиванию добычи». В том же ключе 2 ноября высказалось минэнерго Казахстана, которое ранее выступало за более интенсивное наращивание добычи: «Казахстан поддерживает позицию стран – участниц соглашения продолжить поэтапное увеличение добычи нефти в соответствии с ранее принятыми решениями», – сообщила пресс-служба ведомства.

Судя по всему, в ОПЕК+ наблюдается консенсус в отношении сдержанного подхода к регулированию нефтяного рынка, указывает Блохин. «По мнению альянса, это позволит в достаточном объеме обеспечить растущие потребности и стабильность рынка нефти», – говорит аналитик.

Страны ОПЕК и не входящие в картель государства в апреле 2020 г. после беспрецедентного обвала нефтяных котировок (цены на Brent упали с $50 за баррель в начале марта до $25 в конце апреля прошлого года) заново согласовали сокращение объемов глобальной добычи для стабилизации цен. Речь шла о снижении суммарно на 9,7 млн барр./сутки на два года – с 1 мая 2020 г. до конца апреля 2022 г. Базой отсчета сокращения добычи для всех участников альянса взят октябрь 2018 г., а для России и Саудовской Аравии – показатель в 11 млн барр./сутки. 18 июля 2021 г. участники продлили соглашение до конца 2022 г. При этом с августа 2021 г. и до конца 2022 г. участники соглашения договорились каждый месяц наращивать объем добычи суммарно на 400 000 барр./сутки, чтобы к началу 2023 г. восстановить объем добычи до базового уровня.

На 11.00 мск 3 ноября баррель нефти эталонной марки Brent на бирже ICE стоил $83,2, WTI – $82,4. По данным Refinitiv, цена нефти Urals составила $82 за баррель.

Вместе с тем, по данным источников Bloomberg, сейчас на картель оказывается «самое сильное дипломатическое давление за последние годы» со стороны крупнейших импортеров нефти.

31 октября на пресс-конференции после саммита G20 президент США Джо Байден заступился за американских работяг, которые, по его словам, «страдают от высоких цен на бензин». А виновны в этом, по мнению Байдена, именно страны ОПЕК+, не желающие быстрее наращивать добычу нефти. «Я думаю, что идея о том, что Россия, Саудовская Аравия и другие основные производители не будут качать больше [нефти], чтобы у людей был бензин <...> неправильная», – передавало его слова Bloomberg. В ответ на это заявление министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бен Сальман сказал, что высокие цены на бензин в США «вызваны внутренними проблемами, увеличение импорта нефти не поможет их решить», передавал «Интерфакс».

Отреагировали на обвинения и в Москве. 2 ноября пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков сказал, что Россия «верна обязательствам» в рамках договоренностей ОПЕК+. «Но это гибкий механизм, с учетом изменений ситуация подлежит ревизии и принятию следующих решений. Какими они будут – дождемся запланированных или внеочередных консультаций», – добавил он (цитата по «РИА Новости»).

Какие действия американское руководство предпримет в случае отказа ОПЕК+ более интенсивно наращивать добычу нефти, официально не объяснялось. Но помимо США в увеличении добычи заинтересованы еще два крупных импортера нефти – Индия и Китай. Министр нефти Индии Тарун Капур 20 октября также заявил, что ОПЕК + должна понять, что ее подход неправильный, члены организации должны увеличить добычу, цитировало его Reuters. К призывам добывать больше нефти, заявлял Bloomberg дипломатический источник, присоединились также в Китае. Впрочем, громких заявлений относительно договоренностей ОПЕК+ в публичном пространстве КНР не делает, но в частных переговорах «выступает за увеличение добычи», утверждал собеседник агентства.

Импортеры нефти, по данным Bloomberg, забили тревогу после того, как президент России Владимир Путин 12 октября в ходе форума «Российская энергетическая неделя» в Москве допустил рост цены барреля до $100.

По мнению американского политолога, научного сотрудника Института анализа предприятий и рынков НИУ ВШЭ Маркеса Второго Израэла, Вашингтон не будет оказывать прямого давления на ОПЕК+, только если ситуация значительно не ухудшится. «Американское руководство более озабочено тем, какой удар высокие цены на нефть нанесут по их союзникам и глобальной экономике в целом. Вашингтон не хочет, чтобы рост цен на нефть нарушил планы восстановления экономики после пандемии коронавируса. Но вряд ли США будет принимать серьезные меры, помимо выражения озабоченности и побуждения к большей добыче», – сказал он «Ведомостям».

Блохин из Альфа-банка отмечает, что котировки Brent и WTI второй месяц «демонстрируют признаки перегрева». «Это в первую очередь объясняется волатильностью цен на другие энергоносители, такие как уголь в Азии и газ в Европе, что неминуемо отражается на нефтяных ценах», – поясняет он. Блохин считает, что, даже если ОПЕК+ примет решение дополнительно нарастить добычу в декабре, это вряд ли существенным образом повлияет на цены. «Поскольку на фоне энергетического кризиса сохраняется существенный потенциал роста спроса на средние дистилляты как альтернативу газовой генерации», – рассуждает эксперт.

Блохин также обращает внимание, что рост цен на нефть реанимировал сланцевую добычу в США, где количество действующих буровых установок уже почти достигло уровня допандемийного 2019 года. По оценкам Громадина из «БКС Мир инвестиций», если ОПЕК+ поддастся давлению со стороны потребителей нефти и увеличит добычу сверх намеченного плана, это может привести к падению цены барреля ниже $80.