РЖД заинтересовалась железной дорогой через Афганистан

Монополия примет участие в подготовке ТЭО узбекистанского участка
Александра Астахова / Ведомости
Александра Астахова / Ведомости

Представитель «Российских железных дорог» (РЖД) подтвердил «Ведомостям» интерес к проекту строительства Трансафганской железной дороги, которая должна стать транзитным маршрутом из Европы в страны Южной Азии. «Холдинг РЖД готов к сотрудничеству с железными дорогами Узбекистана в части подготовки технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта Трансафганской железной дороги», – сказал он.

29 октября состоялась онлайн-встреча и. о. председателя правления АО «Узбекистон темир йуллари» (УЖД, «Узбекистанская железная дорога») Хуснутдина Хосилова с первым заместителем гендиректора РЖД Сергеем Павловым, а также с руководителями проектных и научно-исследовательских институтов России и Узбекистана по вопросу создания Трансафганской железной дороги. На ней обсуждалась разработка «Росжелдорпроектом», 25% которого принадлежит РЖД, цифровой модели железнодорожной линии, сообщается в релизе на сайте УЖД. «Росжелдорпроект» готов проектировать новую магистраль, говорится на сайте проектного института.

Стороны рассчитали примерные объемы грузов, которые могут быть перевезены по Трансафганскому маршруту (они в сообщении УЖД не приводятся), и подготовили информацию о конкретных преимуществах и недостатках нескольких вариантов маршрута, сообщила пресс-служба УЖД. Трассировка маршрута – ключевая характеристика проекта, поскольку дорога будет проходить в высокогорной местности с перепадами высот до 4000 м, что может сделать ее одной из самых высокогорных в мире.

По сообщению УЖД, в ближайшее время планируется организовать трехстороннюю видеоконференцию с руководством железнодорожных администраций Узбекистана, России и Афганистана. Представитель РЖД не стал комментировать этот вопрос и подчеркнул, что пока речь идет «только про готовность участия в подготовке ТЭО и только с узбекской стороной».

Еще в декабре 2018 г. на встрече в Ташкенте администрации железных дорог Узбекистана, России, Казахстана, Афганистана и Пакистана обсуждали создание финансового консорциума по строительству новой железной дороги Мазари – Шариф – Кабул – Пешавар, предоставляющей возможности выхода к портам Пакистана. Тогда узбекистанская сторона впервые предложила привлечь Россию к этому проекту.

Окончательная договоренность о его реализации была достигнута в начале февраля 2021 г., еще во время правления экс-президента Афганистана Ашрафа Гани. Тогда на встрече в Ташкенте Узбекистан, Афганистан и Пакистан даже подписали дорожную карту проекта. Предполагалось, что его реализация займет пять лет. Речь шла о строительстве железнодорожной линии в 573 км, большая часть которой должна пройти по территории Афганистана. Транзитный потенциал оценивался до 20 млн т грузов в год. Новый транспортный коридор должен связать Евросоюз, Россию, Узбекистан, Афганистан, Пакистан, Индию и далее государства Юго-Восточной Азии. Сейчас грузоперевозки между государствами этих регионов осуществляются преимущественно морским транспортом.

Для финансирования проекта стоимостью $5 млрд планировалось привлечь средства Международной финансовой корпорации развития США (U.S. International Development Finance Corporation) и других финансовых институтов (Всемирного банка, Азиатского банка развития, Европейского банка реконструкции и развития и др.).

Сейчас целостной железнодорожной системы в Афганистане нет. Граничащие с ним страны исторически имеют разную ширину колеи: в Иране – 1435 мм; в Туркменистане, Узбекистане и Таджикистане – 1520 мм (применяется в странах бывшего СССР, Финляндии, Монголии); в Пакистане и Индии – 1676 мм. Трансафганская железная дорога, вероятно, будет иметь колею 1520 мм. Проект планировалось полностью подготовить в мае, а начать строительство уже в сентябре 2021 г.

Но после ухода США из Афганистана и поражения правительства Гани в гражданской войне к власти в Кабуле пришло запрещенное в России движение «Талибан», и железнодорожный проект приостановили. 12 октября президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев говорил, что строительство Трансафганской железной дороги возможно только после признания новых афганских властей, передавал «Интерфакс». Государственные финансовые активы Афганистана, находящиеся в зарубежных банках, остаются замороженными.

Ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что создание Трансафганской железной дороги положительно повлияет на торговлю в регионе. Он также добавляет, что она стала бы удобным маршрутом для доставки российских товаров в Индию и далее. Но после прихода к власти талибов пока проект не выглядит реализуемым, замечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Он отмечает, что Россия сейчас занимает по отношению к «Талибану» «умеренно-благоприятную» политическую позицию – не поддерживая его, но выступая в качестве «одного из активных модераторов международного взаимодействия». «Участие РЖД видится политическим ходом, нежели реальной возможностью поучаствовать в реализации проекта», – считает эксперт.

Баранов добавляет, что его реализация может быть осложнена кадровой проблемой из-за значительной эмиграции жителей Афганистана из страны в последние месяцы. «Есть риск нехватки специалистов в этой стране, чтобы построить дорогу на должном техническом уровне, а главное – обслуживать ее и эксплуатировать в дальнейшем», – говорит эксперт.

«Ведомости» направили запросы в МИД, Минэк, Минфин и Минтранс.