Дистрибутор Luding Group начал производство собственной водки

Ее планируется продавать преимущественно на экспорт
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

Один из крупнейших российских алкогольных дистрибуторов – Luding Group впервые начал производство собственной водки под брендом Tchaikovsky («Чайковский»), рассказал «Ведомостям» представитель компании. Ее по контракту разливает ликеро-водочный завод «Фортуна» в Краснодарском крае. Елена Денисова, заведующая производством этого предприятия, информацию о партнерстве с Luding Group подтвердила.

Новая продукция, по словам исполнительного директора Luding Group Эрнеста Хачатуряна, относится к премиальному сегменту и ориентирована прежде всего на экспорт. Выход на водочный рынок он объясняет диверсификацией бизнеса компании и спросом на такие напитки на мировом рынке. Объем производства Хачатурян не называет, но приводит планы по продажам: только в России с ноября до конца 2022 г. будет реализовано не менее 600 000 бутылок (или около 30 000 дал, по расчетам «Ведомостей») этой водки. В перспективе пяти лет он рассчитывает продавать в России и мире в общей сложности 2 млн бутылок в год (около 100 000 дал). Розничная цена бренда «Чайковский» в интернет-витрине сети Winestyle составляет 970 руб. за бутылку объемом 0,5 л. На американском рынке ее планируется продавать в среднем по цене $15–20.

Luding Group основана в 1993 г. Артуром Варжапетяном и Арменом Шахазизяном. Она занимается дистрибуцией вин и крепкого алкоголя. Компании принадлежат и производственные активы: Коломенский винно-коньячный завод и винодельческий завод «Олимп» в Краснодарском крае. В начале 2021 г. Luding Group получила в управление винно-коньячный завод МАП в Армении, у нее также есть опцион на приобретение 50%-ной доли в нем. Выручка группы в 2020 г. превысила 23 млрд руб.

В США и Европе общий объем продаж водки составляет $7 млрд в год, говорит Хачатурян. При этом, по его словам, рынок растет прежде всего за счет премиального сегмента. О спросе на такую продукцию из России говорил в интервью «Ведомостям» и председатель правления Beluga Group Александр Мечетин. За девять месяцев 2021 г. экспорт продукции компании увеличился на 98,5% до 394 000 дал, сообщала компания. По данным журнала Drinks International, сразу три бренда у нее входят в топ-30 самых продаваемых водок в мире: «Беленькая», «Архангельская» и «Царь». Компания рассчитывает, что и флагманский бренд Beluga тоже попадет в этот рейтинг по итогам 2022 г. или 2023 г.: для этого продажи должны превысить 1 млн девятилитровых ящиков, говорил Мечетин. «Продажи водки Beluga за рубежом превысили допандемийные цифры, и на данный момент этот сегмент бизнеса является наиболее динамичным и прибыльным», – утверждал бизнесмен. Представитель Beluga Group не ответил на вопросы «Ведомостей».

У еще одного крупного производителя водки – ГК «Руст» – в этот рейтинг входит несколько марок: «Русский стандарт», «Талка», «Зеленая марка» и др. Водочная категория является одной из крупнейших на мировом алкогольном рынке, ежегодные продажи тут составляют около 400 млн ящиков (или 360 млн дал), говорит представитель ГК «Руст». Российская водка массового и премиального сегментов, по его словам, действительно востребована. Например, «Русский стандарт» начал международную экспансию в 2002 г., а сегодня продукция компании под этим брендом доступна в 86 странах мира, напоминает он.

Производство водки в России составило свыше 79,5 млн дал, согласно данным Росалкогольрегулирования. При этом на премиальную продукцию (по цене от 700–800 руб. за бутылку) приходится только 1–2%, отмечает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Если Luding Group выйдет на заявленные 100 000 дал, то может стать довольно крупным производителем в этом ценовом сегменте, отмечает эксперт. На экспорт ежегодно отправляется около 5 млн дал, основные направления – США, европейские страны, страны СНГ, говорит Дробиз. Он считает, что малоизвестные бренды сложно продвигать с нуля на мировом рынке. Экспорт мог бы быть выше, если бы российские власти оказывали больше поддержки экспортерам: например, давали субсидии на продвижение, как в Евросоюзе (там государство компенсирует 50% таких расходов), а также возможность пользоваться льготными кредитами, добавляет представитель ГК «Руст».

Андрей Гордеев / Ведомости