Металлурги попросили Мишустина не вводить повышенные налоги навсегда
Повышенный НДПИ будет посильным, но акциз на сталь нужно отменять после 2024 г., считают экспертыАссоциация «Русская сталь» (объединяет крупнейшие российские металлургические компании) обратилась к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой ограничить срок действия повышенной налоговой нагрузки периодом 2022–2024 гг. Соответствующее письмо от имени ассоциации 20 октября направил ее глава, основной владелец «Северстали» Алексей Мордашов (есть у «Ведомостей»).
В письме «Русская сталь» указывает, что на совещании бизнеса с правительством 23 сентября рост ставок НДПИ и введение акциза на сталь рассматривались как временная мера для дополнительных изъятий в бюджет. Но во внесенном в Госдуму по итогам совещания законопроекте сроки действия нового механизма не оговариваются, указывает «Русская сталь».
«Ассоциация «Русская сталь» предлагает учесть указанные условия <...> а именно ограничить срок действия нового механизма трехлетним периодом 2022–2024 гг.», – говорится в письме.
23 сентября правительство и бизнес договорились по основным параметрам повышения налоговой нагрузки для металлургов, производителей удобрений и коксующегося угля на три года. В 2022–2024 гг. правительство планирует дополнительно привлечь в бюджет более 500 млрд руб. Основная суть законодательных изменений – привязка налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) к котировкам на это сырье на мировых рынках. Также будет введен акциз на жидкую сталь, увязанный с динамикой мировых цен на сталь. При этом в ходе дискуссий между правительством и бизнесом были найдены компромиссные варианты ставки НДПИ при добыче железной руды – 4,8% (вместо предлагаемых Минфином 5,5%) и ставки акциза на жидкую сталь – 2,7% (вместо 3%). Соответствующий законопроект, предусматривающий изменения в Налоговом кодексе, был внесен правительством в Госдуму 30 сентября.
Акциз на сталь ранее вообще не применялся в России, указывает в письме Мордашов. Вместе с повышением НДПИ такие меры, по оценке «Русской стали», приведут к снижению инвестпривлекательности металлургической отрасли и сдерживанию обновления основных фондов. Поэтому металлурги просят Мишустина поручить Минфину учесть их просьбу при доработке законопроекта ко второму чтению.
В пресс-службе правительства «Ведомостям» подтвердили поступление письма от «Русской стали». Оно будет передано в Минфин.
С точки зрения финансовых результатов для самих компаний любая повышенная налоговая нагрузка на любой срок будет выступать значимым негативным фактором, отмечает управляющий директор сектора металлургии аналитического управления «Открытие Research» Даниил Каримова. С другой стороны, высокие доходы 2021 г. смогут в значительной степени компенсировать выросшие отчисления в бюджет для многих компаний, уверен он. В текущей версии законопроекта НДПИ на сырье для черной металлургии и акцизы на сталь имеют механизм снижения либо обнуления в случае низкой конъюнктуры рынков этих продуктов, напоминает управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. Учитывая волатильный характер этих рынков, можно предположить, что влияние повышенного НДПИ и акциза на бизнес в период 2022–2024 гг. будет сокращаться в силу снижения цен на этих рынках, считает эксперт.
Даже в случае сохранения налоговых мер после 2024 г. для интегрированных металлургических компаний полного цикла повышенный НДПИ и акциз будут компенсироваться высоким уровнем рентабельности, отмечает Гришунин. Для электросталеплавильщиков акциз может иметь более значимые последствия и привести к резкому ухудшению финансового состояния отдельных компаний, рассуждает он. По оценке Каримова, акциз на сталь может снизить EBITDA крупнейших металлургических компаний на 5–10%. Показвтель EBITDA «Северстали» в 2020 г. составил $2,4 млрд, «Евраза» – $2,2 млрд, ММК – $1,49 млрд, НЛМК – $890 млн, «Мечела» – 41,1 млрд руб., ОМК – 39,3 млрд руб.
Сохранение НДПИ на железную руду за пределами 2024 г. для некоторых компаний будет менее значимым фактором по сравнению с другими, считает Каримов. ММК и «Евраз», уровни добычи железной руды которых существенно ниже, чем у НЛМК и «Северстали», ощутят на себе значительно меньший негативный эффект – на уровне 1–2% EBITDA. Точно так же отсутствие собственной добычи коксующегося угля у НЛМК позволит ей избежать дополнительной налоговой нагрузки, добавляет эксперт.
По мнению Каримова, в 2022–2024 гг. цены на сталь будут оставаться выше средних уровней 2017–2019 гг. примерно на 10–15%. По оценке Гришунина, до 2024 г. ожидается коррекция рынка стали на фоне замедления мировой строительной отрасли вследствие сдувания пузырей на региональных рынках жилья. В этой связи цена на сырье также будет снижаться на фоне слабеющего спроса со стороны сталелитейного рынка, говорит эксперт.
С IV квартала 2020 г. на мировом рынке начался резкий рост цен на металлургическую продукцию на фоне постепенной отмены ограничений, связанных с пандемией. Вслед за мировыми резко выросли и цены на металлопродукцию в России. 31 мая первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов в интервью РБК заявил, что металлурги «нахлобучили» государство на 100 млрд руб. в части госкапвложений и гособоронзаказа. В результате с 1 августа по 31 декабря 2021 г. были введены временные экспортные пошлины на металлы. От них государство рассчитывает дополнительно получить 163–164 млрд руб.
В начале августа президент России Владимир Путин объявил, что с 1 января 2022 г. для российских металлургов также повысят НДПИ. По его словам, это необходимо для сдерживания цен на металл внутри страны.