Казахстанским майнерам предложат заплатить за электроэнергию из России

«Интер РАО» намерена наладить коммерческие поставки в эту страну
Внеплановые перетоки с Казахстаном составляют 1–1,5 ГВт в день / Виталий Невар / ТАСС

«Интер РАО» хочет экспортировать электроэнергию в Казахстан, рассказала журналистам руководитель блока трейдинга, член правления «Интер РАО» (оператор экспорта-импорта электроэнергии РФ) Александра Панина. По ее словам, сейчас впервые обсуждается возможность коммерческой поставки в эту страну в ноябре – декабре 2021 г.

Энергосистемы России и Казахстана работают параллельно, а технические перетоки электричества в Казахстан оплачиваются по цене балансирующего рынка (сектора оптовой торговли, где продаются отклонения от планового потребления. – «Ведомости»). Фактически российская генерация стабилизирует работу энергосистемы Казахстана, который практически ничего не доплачивает за это «Интер РАО».

В последнее время Казахстан резко наращивает потребление электроэнергии из России, в том числе из-за активизации деятельности майнеров криптовалюты. С сентября 2019 г. доля Китая – мирового лидера майнинга биткойнов – упала почти на 30%, а Казахстана резко выросла. В результате он занял третье место после США, сообщала в июле CNBC со ссылкой на данные Центра альтернативных финансов Кембриджского университета. Теперь 8,2% мировых мощностей для майнинга криптовалют расположено в Казахстане против 1,4% в 2019 г. С июня приток майнеров из Китая в Казахстан усилился на фоне очередного витка гонений (отключения от электричества) со стороны властей КНР.

20 октября министр энергетики России Николай Шульгинов говорил, что внеплановые перетоки с Казахстаном составляют 1–1,5 ГВт в день. «Это сказывается на работе наших электростанций, потому что они используются, первое, в неэффективных режимах, второе, мы зачастую вынуждены их оперативно включать в работу», – говорил Шульгинов. Он также обращал внимание на высокую аварийность генерирующего оборудования в Казахстане.

«Несогласованные отклонения от диспетчерских графиков межгосударственных перетоков требуют компенсации путем неплановой загрузки/разгрузки электростанций, что приводит к вынужденной работе ТЭС в неэффективных переменных режимах. В период паводка неплановые отклонения могут приводить к снижению выработки ГЭС и увеличению холостых водосбросов», – пояснил «Ведомостям» представитель «Системного оператора ЕЭС» (СО ЕЭС). Он добавил, что плановые поставки между Россией и Казахстаном сегодня не осуществляются, а внеплановые действительно достигают 1,5 ГВт. Вероятно, они могли быть и больше, поскольку такая мощность, по данным СО ЕЭС, «соизмерима с пропускной способностью связей энергосистем России и Казахстана».

По данным «Ведомостей», ключевые потери в данном случае несут магистральные сети Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети»), тариф которой в цене оплаты балансовых перетоков не учитывается. По данным «Россетей», РФ с Казахстаном связывает порядка 70 линий электропередачи классом напряжения до 500 кВ. Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Скляр оценивает упущенную выгоду ФСК в 500 млн руб. в год. На вопрос о потерях в «Россетях» не ответили. «Все объекты полностью исправны и готовы передавать энергию в необходимом объеме по команде СО ЕЭС и в соответствии с договоренностями о поставках», – сказал «Ведомостям» представитель сетевой компании.

Средняя одноставочная цена (учитывающая стоимость электроэнергии и мощности) в России – 2,56 руб. за 1 кВт ч, что выше, чем на казахском рынке. Но, как говорит Панина, «Интер РАО» будет пытаться выставлять электроэнергию на местной энергобирже, где торгуются свободные двусторонние договоры, что должно повысить рентабельность экспорта. Местные законы разрешают импорт электроэнергии при возникновении дефицита генерации в стране. Риск энергодефицита в Казахстане этой зимой топ-менеджер связала с резким ростом потребления – 6–7% в год.

Будет ли «Интер РАО» создавать специальную энерготрейдинговую «дочку» в Казахстане, как это сделано в других странах (например, в Финляндии и странах Прибалтики), она не поясняет. Потенциальными потребителями могут стать те же промышленные майнеры, говорит Панина. Но только в том случае, если им в Казахстане реально будут ограничивать поставки электроэнергии. Доля потребления майнеров в Казахстане, по ее оценкам, составляет до 1 ГВт из общего спроса в 16 ГВт. При этом Панина не исключила, что в дальнейшем с российской стороны будут параллельно проводиться те или иные изменения системы формирования цен в точках технических перетоков электроэнергии.

Управляющий директор по рейтинговой деятельности НРА Сергей Гришунин отмечает, что традиционно Казахстан сам поставлял электроэнергию в Россию, но с ростом аварийности в энергосистеме Казахстана и с учетом тенденции на сокращение выбросов парниковых газов на угольных ТЭС (из которых 70% вырабатывается на местном дешевом низкокачественном угле) начал забирать из энергосистемы РФ. Поэтому в перспективе цены на рынке Казахстана станут выше, а значит, прямые контракты могут стать более предпочтительными, говорит Гришунин.

Впрочем, Скляр из «ВТБ капитала» сомневается, что «Интер РАО» удастся серьезно зарабатывать на экспорте в Казахстан в будущем. «ЕАЭС (помимо РФ входят Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия. – «Ведомости») движется к единому рынку электроэнергии, что предполагает минимальный дифференциал цен между рынками», – поясняет он.

Неофициально дефицит электроэнергии в Казахстане оценивается примерно в 600 МВт на пике потребления, а предстоящей зимой уже до 1 ГВт, замечает Панина. Желаемый объем, который может покрыть «Интер РАО» коммерческими поставками, составляет 300–400 МВт. Техническая возможность плановой поставки таких объемов есть, говорит представитель СО ЕЭС, поскольку они «кратно ниже фактических неплановых межсистемных перетоков».

Представитель «Совета рынка» (регулятор энергорынков в РФ) считает, что увеличение поставок в Казахстан может несколько снизить стоимость мощности для российских потребителей, но при этом не исключил роста цен на основном рынке торговли электроэнергией в РФ – рынке на сутки вперед. Это может произойти, если на фоне нехватки энергии в РФ в работу придется включить ранее не задействованные электростанции с более дорогой выработкой.