Власти разрешили такси и каршерингу собирать биометрические данные водителей
Но компании пока не уверены, поможет ли это их бизнесуПравительство утвердило перечень случаев, в которых нефинансовым организациям разрешено собирать и обрабатывать в информационных системах персональные биометрические данные физлиц. Соответствующее постановление опубликовано на портале правовой информации. Биометрию разрешили собирать при проходе на территорию организаций и участии в собраниях гражданско-правового характера, за исключением случаев, связанных с оборонно-промышленным, топливно-энергетическим и транспортным комплексом. В этом перечне отдельно упомянуты сервисы такси и каршеринга.
Постановление вступит в силу с 1 марта 2022 г. и будет действовать до 1 марта 2028 г.
Российские банки уже собирают биометрию пользователей с 2018 г. в рамках организованной по инициативе ЦБ Единой биометрической системы (ЕБС). Оператором системы является «Ростелеком». Система предназначается в первую очередь для повышения доступности финуслуг через удаленную идентификацию пользователя. Чтобы начать пользоваться системой, гражданин должен сдать образец голоса и изображение лица в отделении банка и зарегистрироваться на портале госуслуг. Эти данные будут использоваться затем для проверки личности при первичном обращении в банк. Пока потенциальный клиент может сдать биометрию только в банках. Но власти обсуждают возможность сбора данных также через МФЦ и удаленно через приложение, которое разрабатывает «Ростелеком».
Пока ЕБС не пользуется особой популярностью – к ней подключено 218 банков, сдать биометрию можно в 13 000 отделений. Но всего в системе за три года ее существования зарегистрировано около 216 000 пользователей.
Столичные аэропорты «Шереметьево» и «Домодедово» в начале 2021 г. также стали оснащать свои терминалы биометрическими системами идентификации пассажиров. Предполагалось, что пассажиры, предоставив биометрические данные, смогут проходить все предполетные процедуры без предъявления бумажных документов. Пока система не введена в действие.
В России наряду с ЕБС существуют коммерческие биометрические системы (КБС), отмечает представитель Минцифры. В постановлении правительства говорится как раз о случаях, когда владельцы такси, каршеринга или организаций по собственной инициативе используют КБС, говорит она, подчеркивая, что указанные случаи являются правом, а не обязанностью организаций. «Предполагается, что владельцы этих систем смогут предоставлять услуги по биометрической идентификации только при условии наличия аккредитации, которую с 2022 г. будет проводить Минцифры», – пояснил собеседник газеты.
Аккредитация будет осуществляться на предмет соответствия требованиям по информационной безопасности и хранению биометрических персональных данных, объясняет представитель Минцифры. В дальнейшем министерство планирует осуществлять государственный надзор за соблюдением этих требований, чтобы повысить безопасность рынка биометрических технологий.
Представитель «Яндекса» сказал «Ведомостям», что компания проанализирует возможности применения биометрии для своих сервисов такси и каршеринга. Представитель оператора каршеринга «Делимобиль» от комментариев отказался. Потенциально использование биометрии сможет как повысить качество верификации пользователей и упростить процесс регистрации, так и затруднить этот процесс ввиду сложностей с интеграцией, замечает представитель каршеринга BelkaCar. «Мы ожидаем появления дополнительных документов и подзаконных актов, которые позволят прояснить конечные требования к процессу и варианты и сроки реализации», – сказал он «Ведомостям». Гендиректор Gett в России Анатолий Сморгонский сообщил «Ведомостям», что у компании в Москве уже более двух месяцев работает система КИС «АРТ», которая позволяет следить за тем, чтобы водители не перерабатывали, проходили медосмотр, автомобили исправно работали. При регистрации в этой системе водители предоставляют «целый ряд данных, позволяющих их идентифицировать», добавил Сморгонский. Работа КИС «АРТ», по его словам, позволяет компании минимизировать случаи использования поддельных документов и данных. В «Ситимобиле» на запрос не ответили.
Сейчас идентификация пользователей в такси «Максим» проходит по логину и паролю, сказал «Ведомостям» представитель сервиса. По его словам, есть планы в будущем реализовать идентификацию и аутентификацию водителей в приложении для работы с заказами с помощью биометрии. У компании есть опыт разработки ПО для контроля доступа в свои здания, которое можно адаптировать к биометрии, считает собеседник «Ведомостей». Внедрение биометрии позволит точно идентифицировать того, кто за рулем, и минимизировать случаи передачи мобильных устройств с активированным приложением посторонним лицам, поясняет он. По словам представителя «Максима», уровень затрат на нововведение пока не подсчитан.
Внедрение биометрической идентификации водителей такси и пользователей каршеринга соответствует стратегической инициативе социально-экономического развития РФ по введению цифрового профиля гражданина, отмечает руководитель центра компетенций Международного евразийского форума такси Станислав Швагерус. При этом возникает необходимость скорректировать концепцию проекта закона о такси в части повсеместного введения цифрового профиля водителя, получаемого через портал госуслуг, как это уже реализовано в Москве и Московской области, пояснил он «Ведомостям».
Операторам каршеринга это не нужно, считает издатель отраслевого портала «Трушеринг» Юрий Николаев. Пока не ясно, как будет технически реализован сбор биометрии и кто будет платить за организацию передачи данных пользователей, каков будет формат доступа к этим данным, объясняет он. Предполагается, что биометрия поможет избежать проблемы фейковых аккаунтов, но в действительности у операторов каршеринга их уже практически нет, это скорее единичные случаи, говорит Николаев. Если же идентификацию по биометрии сделают обязательной для каршеринга, то это просто увеличит стоимость для конечного пользователя, потому что операторы заложат допрасходы в ценник для клиента, отмечает он.