Минтранс просит допустить грузовые беспилотники на аэродромы Минобороны
Представителям Росавиации поручено договориться с военнымиЗаместитель министра транспорта Игорь Чалик поручил Росавиации и АО «Почта России» до 30 ноября провести обсуждение с Минобороны России вопроса использования аэродромов совместного базирования в рамках проекта по беспилотной аэродоставке грузов. Об этом говорится в протоколе совещания, с копией которого ознакомились «Ведомости».
«По официальным каналам в Минобороны материалы по этому вопросу не поступали», – сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы Минобороны.
Представитель пресс-службы Минтранса подтвердил «Ведомостям», что такое поручение было дано.
Беспилотная аэродоставка грузов вошла в число новых инициатив социально-экономического развития России на 2021–2024 гг., одобренных премьер-министром Михаилом Мишустиным. Он согласовал предельный объем бюджетного финансирования проекта в размере 3,7 млрд руб., в том числе 3,4 млрд руб. – из фонда национального благосостояния и 300 млн руб. дополнительных ассигнований из федерального бюджета. Общие затраты на создание и вывод на рынок беспилотных грузовых авиаперевозок составят 6,9 млрд руб., следует из презентации на сайте правительства.
В рамках проекта организуют серийное производство беспилотных авиационных систем вертолетного и самолетного типов и будет создана федеральная беспилотная логистическая сеть. Также планируется экспорт логистических беспилотных авиационных систем российского производства, отмечается в плане проекта, с которым ознакомились «Ведомости». Среди исполнителей этого проекта указано АО «Почта России».
Что такое аэродромы совместного базирования
Аэродромы совместного базирования используются и гражданскими воздушными судами, и государственной и экспериментальной авиацией. Перечень аэродромов совместного базирования утверждается правительством. Сейчас в этом перечне 132 гражданских и государственных аэродрома. Они используются Минобороны, ФСБ, МЧС, Росгвардией, «Роскосмосом», Минпромторгом, ДОСААФ, спортивными и аэроклубами и авиакомпаниями. 46 аэродромов совместного базирования находятся в ведении Минобороны. Всего в государственном реестре гражданской авиации состоит 235 аэродромов и 6 вертодромов.
Большинство взлетно-посадочных площадок, которые планируется использовать для беспилотных авиационных систем, являются действующими объектами в регионах, сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы «Почты России». На первом этапе – в 2022 г. – грузовое аэротакси начнет работать в ХМАО, ЯНАО, на Камчатке и Чукотке. Для этого рассматриваются взлетно-посадочные площадки в поселке Тазовский в Ямало-Ненецком автономном округе и в городе Анадырь. В плане содержатся задачи на 2024–2025 гг. по строительству площадок для эксплуатации беспилотных авиационных систем и подготовка инфраструктуры для приема-выпуска грузовых аэротакси.
Сейчас дронам запрещено пролетать над аэродромами совместного базирования. Как сообщил «Ведомостям» представитель пресс-службы Минэкономразвития, разработанная в ведомстве программа экспериментального правового режима по эксплуатации беспилотных авиационных систем содержит несколько требований к их маршруту. В числе обязательных условий – требование, чтобы полет проходил за пределами крупных населенных пунктов, вне диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, районов аэродромов (вертодромов) государственной и экспериментальной авиации, т. е. аэродромов совместного базирования, вне воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий.
Для того чтобы грузовые аэротакси смогли использовать аэродромы совместного базирования, потребуется разработать регулирование полетов пилотируемых и беспилотных средств в едином воздушном пространстве, технические требования к системам безопасности полетов, технические требования к системам связи, навигации и наблюдения и технические требования к системе кибербезопасности. Также нужно разработать систему опознавания беспилотных воздушных судов, ввести понятие «спасательный полет» и определить действия для его выполнения, в том числе кратковременные ограничения полетов в это время для других воздушных судов, указывает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.
Предложение использовать аэродромы совместного базирования при расширении географии применения большегрузных дронов оправданно для их скорейшего внедрения в экономику при обязательном соблюдении соответствующих мер безопасности, полагает представитель Минэкономики.
Использование существующих аэропортов при условии обеспечения безопасности является эффективным решением для развития беспилотной доставки грузов, полагает заместитель генерального директора, директор по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов. Это даст толчок в развитии инфраструктуры аэропортов и избавит инициаторов проекта от расходов на строительство специальной инфраструктуры, считает он. Сократятся сроки запуска проекта и клиенты оперативно получат доступ к новому сервису, ожидает Тер-Степанов.
Представитель «Почты России» подчеркнул, что проект грузового аэротакси будет реализован и без использования аэродромов совместного базирования.
Если запрет на использование аэродромов грузовыми аэротакси останется в силе, то можно построить небольшие аэродромы для беспилотной авиации, возможно использование дронов с вертикальным взлетом и посадкой, т. е. без использования взлетно-посадочных полос, полагает Сахнова: «В мире уже есть опыт развития беспилотной аэродоставки грузов без задействования аэродромов совместного базирования». Amazon сформулировал концепцию разделения аэровоздушного пространства между пилотируемой авиацией и дронами, говорит эксперт. По этой концепции происходит разделение высот для использования разными типами воздушных судов. DHL создала аэропорт только для беспилотников, компания Zipline в Руанде запускает беспилотники катапультой, а приземляет их на финишер – надувное полотно. Есть идея использовать аэростат как логистический центр и базу беспилотников, отмечает Сахнова.