Стоимость услуг курьеров подорожала в 1,5–2,5 раза с начала года
Курьеры стали зарабатывать до 100 000 рублей на фоне кадрового дефицитаОнлайн-ритейлеры испытывают нехватку кадров – прежде всего сборщиков и автокурьеров, сообщили «Ведомостям» три сотрудника таких компаний и подтвердили три сотрудника рекрутинговых агентств. Причины нехватки персонала – сезонное повышение спроса на доставку, активный рост сегмента доставки еды и последствия оттока мигрантов. Кадровые возможности на рынке практически исчерпаны, отмечают в компаниях.
В сентябре этого года число вакансий сотрудников складов и автоперевозчиков выросло в 3–3,5 раза по сравнению с августом, а курьеров, сборщиков заказов и позиций с минимумом опыта в логистике – почти в 7 раз, комментирует взрывной рост объявлений представитель крупнейшего российского онлайн-сервиса HeadHunter.
Агентства по подбору персонала подтверждают повышенный спрос на их услуги со стороны фудтех-компаний. Представитель компании «Эксцельсиор» заявляет, что число вакансий доставщиков у этих сервисов выросло в 2 раза в 2020 г. и еще в 2 раза за август – сентябрь 2021 г. Больше всего заявок поступает от служб доставки еды и продуктов, но ближе к черной пятнице и новогодним праздникам к ним добавится повышенный спрос со стороны маркетплейсов и продавцов непродовольственных товаров, считает директор по управлению индустриальным сектором кадровой компании Unity Татьяна Кабешова. Все опрошенные «Ведомостями» представители сервисов («Сбермаркет», Delivery Club и проч.) по доставке продуктов подтвердили нехватку курьеров.
Ситуация уже привела к тому, что услуги курьеров подорожали в 1,5–2,5 раза с начала года, говорит представитель сервиса SuperJob. По его словам, доход водителя-курьера при полном графике сейчас может составлять до 200 000 руб. в месяц, а сборщиков, пеших или велокурьеров – до 100 000 руб. Это вызывает внутреннюю миграцию в ритейле: многие штатные работники офлайн-магазинов переходят в курьерские службы в качестве самозанятых, где оплата выше, чем у кассиров или мерчандайзеров, отмечает представитель платформы «YouDo бизнес».
По его словам, многие компании в онлайн-ритейле, включая фудтехи, заявляют, что у них постоянно открыт наем курьеров, сборщиков и водителей без ограничения по количеству.
Три сотрудника сервисов доставки считают, что к Новому году ситуация усугубится: число заказов резко увеличивается за неделю до праздников и длится треть января. Крупные пики также случаются 23 февраля и 8 марта. Раньше в плохую погоду и праздники некоторые сервисы отключали доставку из самых востребованных ресторанов или заметно сужали зоны доставки, чтобы справиться с нагрузкой, отмечает сотрудник в одном из сервисов по доставке готовых блюд.
С развитием IT-решений, которые помогают прогнозировать спрос и распределять курьеров по самым загруженным районам, речь скорее будет идти о задержках и увеличении чека за доставку, считает представитель другой компании по доставке.
Под Новый год «Сбермаркет» ожидает увеличения числа заказов в 3,5 раза, в связи с чем идет набор кадров во всех регионах присутствия, говорит представитель сервиса. В сервисах «Яндекса» прогнозируют в праздники рост числа заказов на 10–15%, компания стимулирует персонал бонусами за выход в пиковые часы, бесплатной страховкой от несчастных случаев на работе и оплачиваемыми обедами. Во «Вкусвилле» тоже подтверждают наем доставщиков в связи с ростом сервиса. Представитель Delivery Club отметил, что компания собирается расширять программу найма «Приведи друга» почти на два десятка регионов. Аналогичная программа есть у igooods, подтвердили в сервисе. В «Самокате» отметили повышение спроса на 10% этой осенью и на 12% под прошлый Новый год и уже начали готовиться к праздникам.
Представители сервисов, стоимость услуг у которых зависит от часа и уровня загрузки курьеров (Delivery Club, «Еда» и «Лавка» «Яндекса»), говорят, что в праздники подорожание доставки неизбежно: бонусы нужны, чтобы больше курьеров вышло на работу в эти дни. Собеседник «Ведомостей» в службе доставки, работающей по фиксированной стоимости для клиентов, отметил, что у них не будет удорожания услуг на пиках нагрузки, но могут возникать накладки и задержки, если спрос окажется выше спрогнозированного.
Чтобы справиться с увеличением числа заказов при нехватке персонала, участники рынка инвестируют в IT-решения. Они позволяют прогнозировать спрос с учетом дней недели, праздников, пробок, погоды, выводить в нужные смены больше курьеров и оптимизировать маршруты, подтвердили в «Самокате», Delivery Club, «Сбермаркете» и «Яндексе». Во «Вкусвилле» сообщили об открытии новых дарксторов для ускорения доставки.
Президент АКИТ Артем Соколов отмечает, что проблему с отсутствием линейного персонала сейчас переживают почти все страны и решают ее примерно так же: совершенствуют логистику, маршрутизацию, сборку и привлекают самозанятых.
По данным Data Insight, за первые полгода 2021 г. количество онлайн-заказов продуктов питания увеличилось на 268% до 118 млн, а сумма онлайн-продаж выросла на 174% до 149 млрд руб. Эксперты Infoline прогнозируют, что по итогам 2021 г. рынок доставки продуктов может вырасти до 400 млрд руб., а к 2024 г. – до 1,1 трлн руб. Что касается готовой еды, то оборот этого сегмента в 2020 г. составил 135 млрд руб., а в первом полугодии 2021 г. – 200 млрд руб. Крупнейшие игроки – Delivery Club (16%), «Яндекс.Еда» (9%), «Додо пицца» (6%). Infoline прогнозирует рост этого рынка еще на 20% до конца года, дополнительным драйвером его развития могут послужить ограничения в связи с пандемией коронавируса.