Таможня получила 2 млрд рублей за посылки из иностранных интернет-магазинов
Объем платежей растет при меньшем количестве международных отправленийС начала 2021 г. таможенные сборы за покупки из иностранных интернет-магазинов уже превысили показатели 2020 г., по итогам которого Федеральная таможенная служба (ФТС) собрала «чуть больше 2 млрд руб.», рассказал в интервью «Ведомостям» первый заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов: «Если экстраполировать – мы идем в этом году на 3 млрд руб. платежей с посылок».
Чтобы получить покупку из иностранного интернет-магазина, россиянин должен заплатить сбор, если стоимость покупки превышает 200 евро либо ее вес более 31 кг. Сбор составляет 15% с суммы превышения порога стоимости и не менее 2 евро за 1 кг перевеса. Это условие действует в России с 1 января 2020 г. До этого покупатели должны были уплачивать 30%-ный сбор с посылок, полученных в течение календарного месяца, если декларируемая сумма присланных товаров превышала 500 евро. До 95% отправлений, которые поступают россиянам из-за границы, имеют стоимость ниже 20 евро (данные «AliExpress Россия»).
Сборы с иностранных посылок растут при снижении количества отправлений, констатирует Давыдов: «Это говорит о том, что люди стали платить чаще и честнее заявлять стоимость товара». К тому же сама процедура оплаты стала удобной, списание средств можно совершить через сервис «Почты России», отмечает он.
В январе – июне 2021 г. в Россию поступило 95,2 млн международных отправлений на 15,4 млрд руб., следует из материалов «Почты России», с которыми ознакомились «Ведомости». По сравнению с аналогичным показателем 2020 г. выручка выросла на 26,2%, а количество отправлений снизилось на 14,3%. Вместе с тем в июне 2021 г. «Почта России» зафиксировала сокращение трафика зарубежных маркетплейсов AliЕxpress, ASOS, YOOX и др. на 5–13% к июню 2020 г. при росте трафика крупнейших российских маркетплейсов Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» на 7–23%, следует из материалов «Почты».
Представитель «Почты России» объясняет рост международной выручки при сокращении числа отправлений «усилением тенденции консолидации отправлений». «Чтобы оптимизировать затраты и логистику, все больше компаний отправляют посылки партиями, в результате количество импортных отправлений падает, а вес и наша выручка растут», – пояснил представитель «Почты России».
Консолидация посылок для российских покупателей происходит в Китае, сообщил президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов. «Если раньше, когда вы заказываете костюм, вам пришлют пиджак из Уханя, брюки из Шанхая, галстук из Сянгана и сорочку из Харбина и вы получите четыре посылки, то теперь на китайской стороне все комплектуют в одну посылку и вы все получите одной посылкой. Поэтому, естественно, случаев, когда лимит [беспошлинного ввоза] превышен, становится больше», – рассказал Иванов. В этом году также немного увеличилось количество покупок из интернет-магазинов ЕС и США, средний чек из которых традиционно выше, чем из наиболее массовых азиатских магазинов: это тоже привело к увеличению объема собранного налога, добавил он.
Рост таможенных сборов может объясняться увеличением среднего чека зарубежных заказов российских покупателей, считает генеральный директор eBay на глобальных развивающихся рынках Илья Кретов. По его словам, на платформе eBay зафиксирован двукратный рост среднего чека на компьютеры, ноутбуки, мобильные устройства, фотокамеры. А падение трафика у «Почты России», по словам Кретова, может быть связано с переходом российских импортных отправлений от «Почты России» в другие логистические каналы, такие как экспресс-перевозчики или freight forwarder службы – Boxberry, «Шопотам» и др.
Представитель «AliExpress Россия» также считает, что рост таможенных сборов связан, прежде всего, с увеличением количества заказов стоимостью более 200 евро. Целевая аудитория зарубежных маркетплейсов в сегменте luxe не имеет возможности в условиях пандемии выезжать в другие страны и приобретать такие товары офлайн, поясняет он.
В общем на рынке трансграничных покупок наблюдается стагнация, которая объясняется сокращением покупательной способности населения и эффектом от снижения порогов беспошлинного ввоза, констатирует представитель «AliExpress Россия». При снижении порога беспошлинного ввоза до 20 евро в Белоруссии объем входящих международных почтовых отправлений сократился на 40%, напоминает он. Другой пример – с 1 июля этого года в ЕС введен НДС для всех входящих международных почтовых отправлений. Ставку налога определяют власти страны проживания покупателя; например, для Франции это 20%. Такое решение привело к снижению трафика входящих посылок в регионе до 30% уже на конец сентября, поясняет представитель «AliExpress Россия».