Под ограничения рейдовой перевалки могут попасть зерно и рыба
Это грозит отраслям крупными финансовыми потерями, говорят экспертыГосударственная дума 14 октября приняла в первом чтении законопроект, который с 1 марта 2022 г. введет ограничения на перевалку ряда грузов с судна на судно (рейдовая перевалка) за границами морских портов. Из документа следует, что перевалка загрязняющих веществ во внутренних морских водах, территориальном море и исключительной экономической зоне России будет разрешена только в специальных перегрузочных районах, закрепленных за морским портом. Их перечень и правила проведения операций должно утвердить правительство. В исключительной экономической зоне погрузка и разгрузка должны осуществляться в уведомительном порядке.
Перечень загрязняющих грузов также будет определен отдельным постановлением. Его проект есть в распоряжении «Ведомостей». В перечень попали уголь, удобрения, жидкие химические грузы, нефть и нефтепродукты, сера, сжиженный природный газ, сжиженные углеводородные газы, металлолом, руда и контейнеры, а также зерно и скоропортящиеся грузы. По словам источников из компаний агропрома, автор предложений – Минтранс (это подтвердил и федеральный чиновник). Запрет не коснется бункеровки, вывоза грузов с нефтяных платформ и аварийной перегрузки.
Изначально предполагалось, что ограничения коснутся действительно опасных грузов, и включение в перечень зерна и скоропорта стало для участников рынка неожиданностью. Проект перечня был разослан накануне заседания Госдумы, ранее об этом представителям ни зерновой, ни рыбной отрасли не было известно, говорят два собеседника «Ведомостей» в компаниях, работающих в отраслях. По данным источника, участвовавшего в обсуждении в Минсельхозе, ведомство согласовало другую версию, в которой не было ограничений для перевалки зерна.
Критерии, по которым был составлен список грузов, в документах не указаны. Но на совещании в Совете Федерации перед принятием законопроекта в Госдуме говорилось, что зерно потенциально опасно из-за риска возгорания. В проекте постановления загрязняющим веществом была названа «пыль мучная и зерновая». Но в перечне загрязняющих веществ, утвержденном правительством в 2015 г. (распоряжение № 1316-р), ее нет.
Представитель Минтранса на вопросы «Ведомостей» о том, по какой причине и по каким критериям был определен перечень, не ответил, пояснив, что проект будет дорабатываться. Комиссия Госсовета по транспорту и экологии в мае 2021 г. предлагала правительству рассмотреть возможность запрета всей рейдовой перевалки за пределами портов с марта 2025 г. Эту инициативу планируется рассмотреть во втором чтении законопроекта.
Также в Госдуме находится и законопроект об административных штрафах за нарушение правил по перевалке опасных грузов. Физлиц предлагается штрафовать на сумму от 100 000 до 200 000 руб., а за нарушение в исключительной экономической зоне – вдвое меньше, юрлиц – на 5–10 млн и 0,5–1 млн руб. соответственно.
По мнению бизнеса, ограничения снизят конкурентоспособность экспортных товаров, негативно повлияют на развитие водного транспорта и судостроения. Запрет рейдовой перевалки приведет к переориентации грузопотоков на железную дорогу и автотранспорт и к удорожанию логистической составляющей, считает административный директор Волжского пароходства Рустем Галеев. По словам заместителя гендиректора АО «Астон» (крупнейший экспортер растительных масел) Владимира Очатова, стоимость логистики из Поволжья достигает 25% в экспортной цене зерна.
Так, перевозка 1 т пшеницы из Самары в Новороссийск по железной дороге составляет $44, автомобильным транспортом – $60–95, а по воде – порядка $30.
По данным федерального центра «Агроэкспорт», зерно находится на 1-м месте по экспорту сельхозпродукции. С 1 января по 10 октября 2021 г. зерновых отгружено на $7,7 млрд (30,6% от поставок продовольствия). Рыбы и морепродуктов поставлено на $4,5 млрд, эта категория занимает 3-е место с долей 18%.
По словам представителя Минсельхоза, ведомство писало в Минтранс и правительство, что нормы законопроекта поддерживаются, но не должны распространятся на сельскохозпродукцию. Он также отметил, что ограничение рейдовой перевалки при ограниченных возможностях железнодорожной и автомобильной инфраструктуры на подходах к портам Азово-Черноморского бассейна может привести к потере лидирующих позиций на мировом зерновом рынке. При снижении экспорта есть риск «замедления темпов развития растениеводства и сокращения производства в ряде смежных подотраслей», добавил собеседник издания.
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров считает, что запрет рейдовой перевалки зерна затронет не менее 12 млн т экспортных отгрузок, причем компенсировать их за счет альтернативных логистических схем при нехватке инфраструктуры будет сложно. «Это нонсенс – запретить наиболее экономически эффективную часть российского зернового экспорта, составляющую 30–40% от общего объема от сезона к сезону», – говорит председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. «Победители биржевых аукционов Объединенной зерновой компании уже сталкиваются с невозможностью вовремя поставить законтрактованные объемы пшеницы по железной дороге», – говорит он. Если по этой цепочке запустить объемы, которые идут по Волге речным транспортом, железная дорога просто захлебнется, подчеркнул Зернин.
Ограничения на перевалку рыбы тоже создадут проблемы для отрасли. Опасным фактором для скоропорта признаны, в частности, яйца гельминтов. Как рассказал «Ведомостям» президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев, «дикая рыба может быть заражена гельминтами – это естественный процесс». Понять, есть ли гельминты в рыбе, можно только при ветеринарно-санитарной экспертизе в порту, говорит он. По подсчетам ВАРПЭ, потеря только на охотоморской минтаевой путине при переходе судна из района промысла в порт и обратно составит более 75 млн руб. в связи с недовыловом, дополнительные затраты – 3,7–5 млн руб. По словам Зверева, за время этой путины одно судно будет вынуждено проследовать в порт 5–6 раз, его потери он оценил в 375–458 млн руб., допзатраты – в 18,5–29,7 млн руб.
Зверев добавил, что в рамках первого этапа программы инвестквот строится 56 рыбопромысловых судов для длительного промысла на расстоянии 2000–2500 миль от берега без захода в порт. «Новое требование ставит под угрозу окупаемость этих инвестпроектов и грозит провалом программы», – резюмировал он.